Внимание! Сайт использует cookie-файлы. Продолжая работать с сайтом, вы соглашаетесь на условия работы с cookie.
rss

Митрополит против опричнины Отличие «я» от «Я есмь» Усекновение главы Иоанна Крестителя Чёрный день «белой» демократии» Успение Пресвятой Богородицы


О вечном: - Благовещение Пресвятой Богородицы»

В самом названии торжества кроются слова «благая весть» — ведь именно в этот день к деве Марии явился архангел Гавриил, рассказавший праведной девушке о ее предназначении. Так Мария узнала, что ей суждено стать матерью Сына Божьего. Этот эпизод описан в Евангелии от Луки. Дата праздника всегда остается неизменной — 7 апреля, ровно девять месяцев до рождения Христа.

В самом названии торжества кроются слова «благая весть» — ведь именно в этот день к деве Марии явился архангел Гавриил
икона Устюжское Благовещение // 20—30-е годы XII века

*******************

Название праздника указывает на какое-то особое, неслыханное ранее «радостное известие», прозвучавшее единожды в мировой истории. Этим и объясняется отсутствие у праздника уточняющего смысл подзаголовка (особенно в обиходной речи): произнося одно лишь слово «Благовещение», мы не боимся быть неверно понятыми, ибо «радостных известий» было много, но Благовещение случилось лишь однажды. 

Таким образом, название праздника «Благовещение Пресвятой Богородице» буквально означает: «Радостная весть [сообщенная] Пресвятой Богородице». Какая же радостная весть составляет существо праздника? Кто был вестником?

Из Евангелия от Луки (ибо только он описывает данное событие) мы узнаём, что немногим более двух тысяч лет тому назад в маленьком палестинском городке Назарете совершилось превосходящее наше разумение событие — природа Бога соединилась с природой человека. Здесь жила скромная подданная римского императора Августа, юная Мария, к тому времени сирота. Она происходила из династии царя Давида, к которой принадлежал и Иосиф, хранитель девства Марии, пожилой вдовец, которому Она была обручена во исполнение традиции, воспрещавшей добродетельной женщине оставаться одинокой. Иосиф был беден, разумеется, не афишировал свое происхождение (это было смертельно опасно!) и вел жизнь простого ремесленника.

Можно представить чувства юной Девы, Которой, во время отсутствия Иосифа, вдруг зримо предстал небесный вестник, ангел Гавриил.

«Ангел, войдя к Ней, сказал:
"Радуйся, Благодатная! С Тобою Господь!"

Но Она сильно смутилась от его слов и стала раздумывать, что же значит такое приветствие. И сказал Ей ангел:

"Не страшись, Мариам, 
ибо Ты обрела милость у Бога:
и вот, Ты зачнешь и родишь Сына,
и наречешь Ему имя: Иисус.

И будет Он велик,
и назовут Его Сыном Всевышнего." <…>

И сказала Мариам ангелу:
"Как же будет это, если Я не знаю мужа?"

И ангел сказал Ей в ответ:
"Дух Святой сойдет на Тебя, 
и Сила Вышнего осенит Тебя,

потому Дитя Твое будет свято
и наречется: Сын Божий."<…>

Тогда Мариам сказала: 
"Пред тобою раба Господня; да будет со Мною, как ты сказал."
И удалился от Нее ангел» (Лк.1:28-32, Лк.1:34-35, Лк.1:38).

О совершившемся в эти мгновения таинстве трудно говорить: любые слова кажутся непростительной дерзостью. Здесь пристало только благоговейное созерцание тайны: «удобее молчание» (приличествует молчание), как поется в одном из богородичных гимнов.

Постараемся лишь понять: то, что занимает несколько строк евангельского повествования, подготавливалось всей историей ветхозаветного человечества, и в диалоге ангела и Девы Марии эта история обрела свой смысл и долгожданное завершение. Ветхий завет (что значит буквально «древний союз», «старый договор") Бога с человеком, имевший характер подготовительный и временный, отныне сменяется новым союзом со всем человечеством и на все времена.

Одними лишь своими силами человек не мог преодолеть глубочайшую пропасть, разверзшуюся между ним и Богом, ибо страшный удар, сотрясший его в незапамятные времена ("грехопадение прародителей"), расколол его сверху донизу: от высшего сознания до телесной природы. Он перестал принадлежать Своему Создателю, а значит — и своему разумному "я". Потребовалась встреча и реальное соединение Божественной и человеческой природы через Боговоплощение. Только так могла быть возвращена в первозданное достоинство целостная природа человека. И в лице Марии человечество достигло высшей точки своего духовно-нравственного развития и очищения на путях восстановления Союза с Богом.

Незамеченным было явление Деве Марии вестника Небес, никто не слышал происшедшего между ними разговора. Ничуть не изменилась видимая жизнь ни в самом Назарете, ни тем более в горделивом Риме после исчезновения ангела. Но как удивились бы жители огромной многоязычной Империи, если бы узнали, что именно в этом неприметном событии нашла свое оправдание и завершение вся история человечества от Адама и что их потомки станут отсчитывать Новую эру от Дня Рождения мальчика, которого окружающие пренебрежительно называли «сыном плотника»!

«Сегодня — начало нашего спасения...», — поется за богослужением праздника Благовещения. Продолжением его станет жизнь Богочеловека Иисуса Христа – «Второго Адама», а завершением — Тайная вечеря, Голгофа, возглас «Совершилось!», нисхождение во Ад, Тридневное Воскресение, Вознесение и сидение «одесную Отца».

*******************

Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

Благовещение, оборот иконы «Богоматерь Психосострия». XIV век. Охрид

Благовещение, оборот иконы «Богоматерь Психосострия». XIV век. Охрид

Благовещение с клеймами жития Богоматери. XVI век. Сольвычегодский музей

Благовещение с клеймами жития Богоматери. XVI век. Сольвычегодский музей

Благовещение, мозаики на двух столбах Софии Киевской, ок. 1040

Благовещение, мозаики на двух столбах Софии Киевской, ок. 1040

Благовещение с вмч. Фёдором Тироном. Новгород. Церковь Бориса и Глеба в Плотниках. 2-я пол. XIV в.

Благовещение с вмч. Фёдором Тироном. Новгород. Церковь Бориса и Глеба в Плотниках. 2-я пол. XIV в.

Благовещение Пресвятой Богородицы. XVI в. Новгород

Благовещение Пресвятой Богородицы. XVI в. Новгород

---------------------------------------------------------
* - https://iz.ru/1492818/2023-04-03/
7-aprelia-blagoveshchenie-istoriia-
traditcii-chto-mozhno-i-nelzia-delat
* - https://azbyka.ru/days/prazdnik-
blagoveshchenie-presvjatoj-bogorodicy
* - https://pravoslavie.ru/52692.html
* - https://ru.wikipedia.org/wiki/Устюжское_Благовещение
© content.foto.google.com


30.09.2023




ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss