rss

Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев, безрукий и безногий...
Каким был русский хлеб в средневековье Теперь тут носят паранджу... Жертвы информационного терроризма Монах должен уподобиться мудрой пчеле Усекновение главы Иоанна Крестителя

О вечном...: - Браки совершаются на небесах»

протоиерей Артемий Владимиров


Беседа с настоятелем храма Всех святых в Красном селе (г. Москва) протоиереем Артемием Владимировым


*****************


— Отец Артемий, однажды учащиеся Самарской духовной семинарии спросили вас: «Как найти хорошую жену?» Как же найти хорошую жену?

— Думается, что тогда это было легче, чем теперь, ведь со времени посещения Самары прошло пятнадцать-двадцать лет. Тогда еще молодежи были понятны словосочетания «завидный жених» или «девица на выданье». Хотя они и тогда звучали несколько старомодно, но все-таки за ними виделся идеал семейной жизни, когда молодой человек в поисках любви считал естественным для себя завершение дружества ни чем-нибудь, а супружеством, браком.


Я — оптимист, и мой оптимизм основан на том, что до сих пор к священникам приходят те, кто желают взять в свои руки горящие свечи жертвенной любви. Иногда поражаешься, насколько жених и невеста бывают похожи. Удивительно, как в этом большом мире две половинки одного целого нашли друг друга?! Я нахожу только один ответ: Божий перст, браки совершаются на небесах. Поэтому обрести спутницу жизни — это не просто плод твоей активности. Счастье, говорили в старину, должно быть вымолено.


Брак есть полнота, по отношению к которой каждый из нас есть половинка, притом ущербная. И главным при этом является горячая вера во Спасителя, Который и соединяет сердца брачующихся, едва лишь только они произнесут ответ, клятву взаимной верности и любви.
Если сердце хотя бы одного из супругов согрето живой молитвой к Господу и Пресвятой Богородице, убежден — нет такой беды и напасти, с которыми невозможно было бы справиться, если эта просвещенная половина помогает своему спутнику-спутнице в жизни все претерпевать надеждой на Христа.


Если я осмысляю свою семейную жизнь, если я понимаю, что забота о моей семье есть выражение любви к Богу, разве могут возникнуть такие обстоятельства, которые заставят меня уйти с поля брани, бросить посреди сражения щит и меч, повернуться спиной к родному дому, детям, к той, которой когда-то сказал: «Люблю»?
Мало повенчаться, важно иметь отношение с Матерью-Церковью. Если бы наши мужья раз в неделю, раз в две недели приходили к священнику на духовную диспансеризацию, отслеживали свои помыслы и раскрывали свои тайные грешки — никакой «троянский конь» не въехал бы в семью, и супруги и двадцать, и сорок лет спустя смотрели бы друг на друга если не влюбленными глазами, то с радостью и веселием, благодаря Бога, что Он свел их вместе в этом мире.

— Такой жизненно важный вопрос: создание семьи, а часто решения принимаются не взвешенные, по влечению сердца. Чем вы объясните такое легкомыслие?

— Совсем исключить сердце мы не можем из тайны знакомств. «Я помню чудное мгновенье — передо мной явилась ты...»


А мне бы хотелось поразмышлять вот над каким вопросом. Почему, полюбив или думая, что полюбил, он — человек грубой отливки — становится нежным, галантным, дарит цветы? Его лицо, прежде свирепое, освещает детская улыбка, он расстилается перед ней в комплиментах.


И одновременно в домашнем кругу по отношению к маме, брату, друзьям он остается грубоватым, хамоватым, речь отрывистая, лицо совсем недоброе. Почему такой двойной стандарт? Может ли в самом деле человеческое сердце и любить, и хамить одновременно? В чем же предмет его любви? Любит ли он ее? Или себя удовлетворяет каким-то биологическим позывом души, находя в ней лишь объект приложения одушевляющих его сил? Любя ее, он потребляет ее, относится к ней собственнически. «Не могу жить без нее!» — это на самом деле обсасывание своего «эго» и собственных, не очень возвышенных, желаний.


Так, где же критерий, который помогает нам отличить подлинную любовь? Конечно, жертвенность! Хороший человек — не тот, кому хорошо, а с кем хорошо. И если ты действительно полюбил и любовь вошла в твою жизнь, это непременно должно выгодно отразиться на твоем нравственном устроении. Полюбив ее, чувствуешь себя самым счастливым человеком, ты хочешь поделиться своей радостью и с младшим братиком, и с мамой. Если любовь дана нам действительно от Бога, то мы, учась любви друг у друга, призваны транслировать, переносить это согревающее нас состояние на ближних и дальних. Вот почему англичане сказали когда-то: «Истинное милосердие начинается с собственного дома».

— Наверное, самый ключевой момент венчания — когда священник обводит венчающихся вокруг аналоя, а певчие при этом поют «Святии мученицы». На это песнопение молодожены обычно не обращают внимание, им кажется, что впереди их ждет только счастье... А почему при венчании поют «Святии мученицы»?

— Думаю, потому что сохранить в наше время единомыслие, единодушие, согласие — это мученическое делание, требующее интеллекта, терпения, смирения, целеустремленности, напряжения всех душевных сил человека. Гораздо легче превратиться после женитьбы в кошку с собакой, сталкиваться, как рыцарь «Белой розы» с хозяйкой Медной горы, высекая искры друг у друга через слово обидное, ироничное, ершистое. И напротив, уметь не поддаваться на провокации, смягчать острые углы, на колкое словечко ответить глубокомысленным молчанием, при этом тайно помолясь: «Господи, умягчи сердце муженька моего, дай ему благодать». Улыбаться, когда рядом с тобой любимый человек хмурится, никнет долу, вдыхая в него жизненный оптимизм, энергию — это самый тяжелый труд, сравнимый с настоящим подвигом.

— Почему-то сказки всегда заканчиваются свадебным пиром, неужели дальше может быть только сказка о рыбаке и рыбке или о капризной принцессе?

— Русские сказки действительно часто подводят нас к этому итогу, а затем обрываются. Раньше ведь было так, что герои семейной жизни друг дружку и полюбить не успевали, но так как все в них было взращено — и смирение, и жажда созидания, то едва лишь играли свадьбу, Божия благодать снисходила на них и жизнь текла в мирном русле. Устои, выкованные тысячелетиями, не предполагали иного образа жизни. Это был союз, который с годами раскрывался, как горчичное семечко, вырастал в высокое, могучее дерево, в кроне которого обитали птицы небесные.

Любовь утверждается и подтверждается маленькими действиями, словами, взглядами. Царица Александра Федоровна, оставившая нам дневник о семейной жизни, говорит, что нужно насаждать любовь, как сад, по семечку, по стебелечку, взращивая заботу, нежность, такт, слова, за которыми стоят дела.

— Отчего возникает неудовлетворенность браком?

— Нынче люди отличаются свойством накапливать в сердце негатив. Но ведь чем человек мудрее, чем ближе к Богу, тем память у него короче на всякие обиды. Ежедневно он благодарит Творца и за скорбь, и за радость, и поэтому расширяется сфера его положительных эмоций. Он спокоен, радостен, мирен.


Представьте, люди не прожили вместе еще и полгода, а уже начинают подмечать недостатки, брошенное слово из мухи вырастает в слона. Какая тут удовлетворенность, если оба напоминают оголенный провод?! Словно два петуха, они наскакивают друг на друга, превращая рай семейной жизни в первый круг ада. Соответственно, нужно учиться благодушию, умению видеть во всем светлую сторону.


В спружестве жизнь по плоти является взаимным выражением любви, тяготением друг к другу. И неудовлетворенность браком возникает тотчас после того, как он и она делают все, что можно, даже калеча самих себя, чтобы упразднить отцовство и материнство, становясь потенциальными убийцами, враждуя против жизни, которая нам дана.

— Смиренное принятие обыденной жизни можно считать подвигом?

— Русский богослов Алексей Степанович Хомяков считал это подвигом. Есть подвиг в сражении, в бою. И — подвиг служения в быту. Никогда лодка семейного счастья не разобьется о быт, если мы будем поэтизировать наш быт. Если мы постараемся дом сделать райской кущей, если будем пронизывать его атмосферой любви, тепла, если будем щедро делиться тем счастьем, о котором говорит Сам Бог: «Где двое венчаны в супружество во имя Мое, там я среди них».

— Что отличает счастливую семью от несчастливой?

— Счастливым супругам хорошо вдвоем, они могут просто помолчать, им нет необходимости постоянно переговариваться, так как тихий Ангел, осенивший их в час венчания по-прежнему простирает над ними свои крылья. Счастливая семья — это, конечно, та семья, которую Бог наградил детьми. Впрочем, супруги могут быть и бесчадны — различны судьбы, жребии Божии. Однако там, где дом наполнен детьми, там, где смех, где родители получают откровения от детей, ведь устами младенца зачастую истина говорит, — там счастье.


Счастливая семья там, где горит свеча перед образом Пресвятой Богородицы. Мне кажется, самый счастливый момент — это вместе супругам утром помолиться, воздав благодарность за прожитую ночь и испросив благословение на начавшийся день. Счастливая семья готова радостью делиться тем, чем Бог послал, с друзьями по вере.


-------------------------------

http://4udel.nne.ru/

20.09.2017


Seo анализ сайта Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss

^ Вверх