Внимание! Сайт использует cookie-файлы. Продолжая работать с сайтом, вы соглашаетесь на условия работы с cookie.
rss

Почему Швейцария не участвовала в мировых войнах Усекновение главы Иоанна Крестителя Как преодолеть смерть Как и почему люди вступают в секты Успение Пресвятой Богородицы


О вечном: - Что такое прелесть и как ее избежать»

Православные нередко любят порассуждать о прелести. Иногда эти рассуждения вполне уместны. Иногда же прелестью называют совсем не то, что стоило бы назвать.

Иногда же прелестью называют совсем не то, что стоило бы назвать
Девушки под мраморной вуалью. Рафаэль Монти. Фото: pinterest.com

Судить о прелести нынче берутся даже те, кто вообще не знаком с необходимой для этого святоотеческой литературой, а только, как в игре в «испорченный телефон», передает то, что услышал от других. 

******************

Исчерпывающего материала по затронутой теме здесь вы не встретите, но у нас есть повод обратиться к авторитетному мнению святителя Игнатия (Брянчанинова) день памяти которого Православная Церковь празднует 13 мая.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Среди многочисленного письменного наследия святого, есть небольшая книга, которая так и называется «О прелести». 

В ней мы найдем тематические разделы, а потому и читается она довольно легко, кроме того, здесь несложно будет найти более конкретные, волнующие нас темы. Кто готов взяться за полноценное чтение данного труда может эту статью дальше не читать. 

Ну, а для тех, кто понимает, что в ближнесрочной перспективе руки до книги не дойдут, предлагаю остановиться на, как мне кажется, интересных и важных вопросах, затронутых в этой не большой, но очень увлекательной книге.

«Мама, мы все тяжело больны...»

духовная прелесть

Аскетическая жизнь – это, своего рода, духовная наука, потому разговор о прелести, как это обычно делают в научных трудах, святитель Игнатий начинает с определения понятий. 

Довольно неожиданным может оказаться указание, что «прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы – в прелести».

Просто замечательно. Теперь все разговоры о прелести наших ближних стоит прекратить, просто потому, что больной больному особо не поможет. 

Данное святителем определение крайне важно, ведь буквально в следующем предложении он указывает, что четкое осознание того, что конкретно я нахожусь в прелести, уже само по себе является предохранением от прелести.

«Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы – в прелести».

Нам необходимо помнить, что ложная мысль является началом всех зол, началом бесовской прелести и источником самообольщения. 

«Наши праотцы «прельстились», – пишет святитель Игнатий, – то есть, признали истиною ложь, и, приняв ложь под личиною истины, повредили себя неисцельно смертоносным грехом».

«Не читал, но осуждаю...»

Православная Церковь – носительница и хранительница Истины, с этим никто из нас не спорит

Православная Церковь – носительница и хранительница Истины, с этим никто из нас не спорит, в Ней мы обрели Христа, и больше нигде Его не найдем. Но, с другой стороны, как мы нередко любим порассуждать о недостатках и пороках наших ближних и дальних, порассуждать о том, как они неправильно живут или неправильно мыслят

Главное начать со слов, например: «Я не осуждаю, а просто констатирую факт», – и дальше уже можно так «перемыть косточки», что бабушки на лавочке возле подъезда окажутся на фоне нашего демарша смиренными молчальницами.

Такую ревность святитель Игнатий называет душевредной и безрассудной, хотя снаружи она может казаться вполне благочестивой. 

«Шоры на глаза» здесь часто набрасывает и тот факт, что некоторые окружающие люди ведут себя так же, а значит такую ревность приветствуют, хвалят, называют «ревностью по вере, по благочестию, по церкви, по Богу», и не знают, что ее источником является гордость и самомнение.

Предаваясь подобным осуждающим актам, христианин думает, что в этом он подражает святым, но при этом еще забывает, что он не святой, а грешник. 

«Человек, водимый плотским мудрованием, – продолжает святитель, – никак не может правильно судить ни о своем внутреннем состоянии, ни о состоянии ближних. Он судит о себе и о других так, как представляется себе он сам, и как представляются ему ближние по наружности, по его плотскому мудрованию, ошибочно: и потому Слово Божие весьма верно наименовало его лицемером».

Более или менее объективно о грехах и недостатках других христианин можно начать говорить только после исцеления себя Словом и Духом Божьим, поскольку отмеченный Божьим Духом человек открывает в себе правильный взгляд на душевное устроение самого себя и ближних. 

Но от таких людей обычно сложно добиться хотя бы слова, тогда как нас в наших рассуждениях невозможно ни переслушать, ни переспорить.

ни переслушать, ни переспорить

Это, несколько теоретическое и обобщенное рассуждение, святитель Игнатий конкретизирует указанием на те изменения, которые должны произойти в душе и уме человека, а именно: пороки и грехи ближнего, казавшиеся огромными и великими, должны стать маловажными, не как незначительные, а как уже уврачеванные Искупительным подвигом Христа, удобно исцеляемые покаянием.

Обычно искатель человеческой правды «ненавистью и мщением платит тем, которые осмелились бы отворить уста для самого основательного и благонамеренного противоречия его правде.

Кратко стоит остановиться на указании святителем Игнатием частого несоответствия правды человеческой и правды Евангельской. В повседневной жизни мы путаем или даже смешиваем эти понятия, судим о происходящем или о ближних с позиции «плотского мудрования». Это приводит к тому, что искатель человеческой правды «ненавистью и мщением платит тем, которые осмелились бы отворить уста для самого основательного и благонамеренного противоречия его правде».

Как часто мы возбуждаемся в спорах на те или иные важные для нас темы? Мы начинаем негодовать, эмоционально бросаться аргументами, теряем внутренний мир в стремлении даже не убедить оппонента, а просто заткнуть ему рот. Вот здесь как нельзя актуальными для нас становятся наставления святителя Игнатия.

«Мне приснился шум дождя...»

Интересными для некоторых из нас будут размышления святителя о сновидениях.

Интересными для некоторых из нас будут размышления святителя о сновидениях. 

Мы ведь действительно иногда задумываемся о значении снов, а если кто-то из собеседников поддержит такую тему, да еще и приведет пару «достоверных» свидетельств об исполнении снов знакомых, знакомых, знакомых, так смущение в душе невольно и закрадется. Тогда как указания на этот счет у святителя Игнатия довольно ясны и конкретны.

Не забываем, что все мы находимся в состоянии прелести, а потому нам не стоит рассчитывать на Божественные откровения посредством сна.

Остается только два варианта:

* - либо сон – это система «произвольных и намеренных мечтаний и размышлений человека», которые святитель, не стесняясь, называет бреднями;

* - либо сон – это продукт демонического влияния.

Влияние это, возможно как раз тогда, когда мы начинаем доверять снам. В таком случае демон может упорядочивать картинки, придавать им какой-то смысл и содержание, т.е. делать все, чтоб нас зацепить и увести в ложное состояние – прелесть. 

Вывод здесь очевиден, с него мы и начали: «Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов».

Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов

Стоит также остановиться на вопросе послушания священнику. Напомним, что наставления оставленные святителем Игнатием, относятся к монашеской жизни, но кое-что в них мы можем почерпнуть и для жизни в миру.

Святитель Игнатий
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Он призывает к рассудительному проявлению послушания. Все мы люди, и все мы совершаем ошибки, потому советы в духовной жизни, даже данные разумными и добродетельными отцами, стоит усваивать осторожно и осмотрительно, не увлекать их первоначальным действием на нас. 

Все нужно соотносить со Священным Писанием и Преданием, а также отворачиваться от советов, если, по соотнесении этом, найдем их злонамеренными и вредными.

******************

Коль уж мы, в большей мере, затронули тему взаимоотношений с ближним, то и завершить ее стоит словами о любви.

словами о любви

Святитель Игнатий напоминает о чувствах, которые, наверное, переживал практически каждый: ненависть – мука, а любовь – блаженство. Иногда, в доказательствах собственной правоты, мы до этой самой муки и докатываемся. 

Давайте не забывать, что «любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу». И если мы замечаем, что удаляемся от Бога, то значит что-то делаем не так, значит находимся в прелести.

Но, знание – это уже половина дела на пути к избавлению от греха. В чем, да поможет нам Милостивый Господь!

молитва

------------------------------------------------------
Протоиерей Владимир Долгих
* - https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/
79765-chto-takoje-prelesty-i-kak-jeje-izbezhaty
© content.foto.google.com


17.09.2021




ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss