Внимание! Сайт использует cookie-файлы. Продолжая работать с сайтом, вы соглашаетесь на условия работы с cookie.
rss

Сретенский сон с широко открытыми глазами Платон — философ, едва избежавший участи раба Истина или точка зрения? Who is mister Reagan? Чем темнее храм, тем больше в нем света


О вечном: - Самая важная добродетель»

Рассуждая о высшей из добродетелей, мы обычно вполне заслуженно вспоминаем смирение. Однако есть еще одна добродетель, без которой многие духовные труды тщетны.

Рассуждая о высшей из добродетелей, мы обычно вполне заслуженно вспоминаем смирение

Вы когда-нибудь задумывались, какая добродетель важнее всех?

********************

Первое, что приходит на ум – смирение. И это, вне всяких сомнений, действительно одна из величайших добродетелей. Святые отцы говорят, что отсутствие у монаха (равно как и у мирского человека) смирения обесценивает всякую добродетель. 

Помните историю из патерика, где лукавый, явившись некоему авве, сетовал тому на его смирение: «Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним ты побеждаешь меня – смирением».

И всё бы так, но, согласно преподобному Исааку Сирину,

Преподобный Исаак Сирин

... смирение – не столько добродетель, сколько следствие добродетелей.

«Воздаяние (награда) же – говорит преподобный – бывает уже не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудеет, то первые (добродетель и труд ради нее) будут напрасны».

То есть смирение развивается в человеке благодаря добродетелям, но не стоит с ними в одним ряду. Так что претендовать на то, чтобы быть главной добродетелью оно, возможно, и не может. Что же тогда? То, без чего любая добродетель превращается во что угодно, однако добродетелью быть перестаёт.

Не ошибусь, если скажу, что это – мера.

Любая добродетель теряет всякую ценность не только тогда, когда она совершается для проформы, спустя рукава или из страха перед «карой Божьей», но и когда незадачливый ревнитель не знает меры в ее совершении. 

Взять хотя бы пост, что сейчас особенно актуально. О пользе поста нынче знают даже неверующие, а уж верующим о его необходимости говорить необходимости нет. Но как только из средства он превращается в самоцель, любая польза от поста сходит на нет.

О пользе поста нынче знают даже неверующие

Из поста в пост я наблюдаю одну и ту же картину: находится один или несколько ревнителей, которые со скрупулёзностью, достойной лучшего применения, начинают отслеживать содержимое своих тарелок на предмет наличия чего-то запрещённого Типиконом и даже того, чего Типикон и не думал запрещать в тот или иной день поста.

«Сегодня сухоядение, значит варёную пищу нельзя», «если рыбу нельзя, то и морепродукты тоже», «когда нельзя масла, то нельзя и халву».

Некоторые к тому же неспособны отличить пост от недоедания, и всякий раз, как только наступает Четыредесятница, начинают прилагать все усилия для стяжания язвы желудка, анемии и болезненной худосочности. 

Пользы от такого «делания» никакой, а вот вред налицо. И в первую очередь – духовный.

Первоочередная задача любого поста – помочь человеку научиться контролировать желания и воспитать способность говорить себе «нет», особенно, когда очень хочется. Т.е. основная цель лежит не в физической плоскости, а в духовной.

пост

Цели изнурить, довести себя до изнеможения или расстроить здоровье Церковь перед человеком не ставит, да и ставить не может, поскольку здоровье – дар Божий и пренебрежение им – грех.

Когда все мысли человека заняты беспокойством о том, чтобы не съесть чего-нибудь не того, когда главной постовой заботой становится чтение состава продуктов на этикетках и упаковках, о каком покаянии может идти речь?

Упомянутая излишняя щепетильность тоже далека от заботы о духовной жизни и внимания к себе. Когда все мысли человека заняты беспокойством о том, чтобы не съесть чего-нибудь не того, когда главной постовой заботой становится чтение состава продуктов на этикетках и упаковках, о каком покаянии может идти речь? 

Но и это ещё не всё. 

Помимо вреда здоровью, помимо ущерба духовной жизни, помимо смещения приоритетов, «духовные излишества» еще и изрядно надмевают.

Помимо вреда здоровью, помимо ущерба духовной жизни, помимо смещения приоритетов, «духовные излишества» еще и изрядно надмевают.

И снова обратимся к примеру поста. 

Какими глазами смотрит на ближних человек, постящийся на день-два в неделю больше остальных, придирчиво относящийся к уставу поста, зацикленный на том, чтобы не съесть какого-нибудь печенья, где в составе указан яичный порошок? 

Он смотрит на ближних, хоть на неверующих, хоть на церковных, сверху вниз. 

Ещё бы, он вот как строго постится, куда там остальным! 

фарисеи

То же касается и любой другой добродетели, будь то молитва, милостыня, миротворчество и что угодно другое.

Не знающий меры вредит себе и окружающим, поскольку без нее все добродетели часто принимают такие извращенные формы, что и добродетелями уже считаться не могут. 

Как можно назвать добродетелью такое, например, нестяжание, когда человек, не желая накапливать земные блага, бросил работу, довел семью до бедности еще и другим пеняет на сребролюбие?

Это касается всего. 

Молясь без меры, несложно прельститься или даже повредиться умом, милостыня без меры рано или поздно приводит к пренебрежению ближними ради дальних, миротворчество превращается в навязчивость, ревность о вере в примитивную злость, а трудолюбие в беспокойность. 

Так что, вне всякого сомнения, главная добродетель – мера.

главная добродетель – мера

Неумение чувствовать меру – характерный признак незрелости, а то и несформированности личности. В таком положении человеку нужно не о подвигах духовных думать, а учиться контролировать и, при необходимости, останавливать, одёргивать себя. Не позволять себе сверх меры входить во вкус, ловить кураж и делать что-либо только ради того, чтобы делать. 

Имеющему же такой навык всякое доброе дело будет у пользе и спасению.

********************

В Церкви до сего дня используется традиционное обращение к епископам восточных церквей: «Ваша мерность». В самом обращении заложено понимание важности значения меры, как обязательного качества, несомненно присущего духовно опытному человеку, каковым Церковь видит архиерея.

И, хотя епископское достоинство даётся избранным, а глубоким духовным опытом обладают единицы из тысяч, каждый из нас в состоянии развить в себе чувство меры, чтобы на собственном, личностном уровне стать «мерностью» хотя бы для себя самого. В чем да поможет нам Господь!

молитва

----------------------------------------------------------
Протоиерей Владимир Пучков
* - https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/
81099-samaja-vazhnaja-dobrodetely
© content.foto.google.com


19.03.2024




ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss