Внимание! Сайт использует cookie-файлы. Продолжая работать с сайтом, вы соглашаетесь на условия работы с cookie.
rss

Заповедал ли Христос всеобщее единство? О работе вытрезвителей в СССР Неверующие, не узнают в нас - христиан Голод 1921 года Как звучит оправдательный приговор на Страшном суде


О вечном: - Соборование: профилактика болезней тела или таинство исцеления души?»

«Русь крещена, но не просвещена», – писал некогда Лесков. И хотя нас от времени, в которое жил писатель, отделяет всего сто с небольшим лет (по историческим меркам – всего ничего), разница между его миром и нашим, без преувеличения, огромна.

О заблуждениях вокруг таинства Соборования.
Соборование в православном храме. Фото: hramkochang.pravorg.ru

*******************

Взять хотя бы тот факт, что во времена Лескова грамотность была далеко не само собой разумеющимся явлением, а, скорее, привилегией для немногих. Сейчас, напротив, неграмотного человека если днем с огнем и сыщешь, то не иначе как где-нибудь в отдаленно стоящем цыганском таборе, да и то не в каждом.

Мало того, ни в какое другое время человеку не было доступно такое количество информации, как сейчас. Причем доступно абсолютно свободно, возможно, даже чересчур свободно. Вот уж, казалось бы, в эдакие-то времена такой порок, как невежество, должен потерять всякую актуальность. Право же, откуда взяться невеждам, когда все повально грамотны, высшее образование имеет каждый первый с половиной, а книги даже печатать не нужно – заходи в Интернет и читай сколько угодно хоть с монитора, хоть с телефона, хоть с электронной книги?

Ан нет! Как оказалось, количество невежд вовсе не пропорционально количеству не умеющих читать. Оно, скорее, пропорционально числу тех, кто читать не хочет. Впрочем, и те, кто читать не прочь, общую невеселую картину разбавляют мало: за прошедшие десятилетия наш народ изрядно подрастерял такое свойство, как культура чтения. И те, кто все еще не утратил желания читать, далеко не всегда читают что-либо стоящее.

Короткие (и почти всегда весьма тенденциозные) новости с кричащими заголовками популярнее серьезной аналитики. Макулатура, наполненная псевдонаучными утверждениями, мифами, а подчас и явными глупостями, более востребована, чем качественный нон-фикшн, даже если последний написан простым и понятным языком. Низкопробная беллетристика пользуется большим спросом, нежели классика.

Количество невежд вовсе не пропорционально количеству не умеющих читать.

Церковь, как известно, представляет собой срез общества, поэтому процентное отношение читающих к нечитающим и имеющих культуру чтения к не знающим, что это такое, в Церкви примерно такое же, как и вне Ее.

Особенно явственно это проступает в отношении наших прихожан к таинствам.

Церковь, как известно, представляет собой срез общества

Уж казалось бы, что может быть проще, чем прочитать на эту тему что-либо написанное у святых отцов или просто авторитетных церковных писателей и раз и навсегда составить для себя правильное, согласное с учением Церкви представление о каждом из семи таинств?

Киево-Печерская Лавра
Киево-Печерская Лавра

Но нет, оказывается многим куда больше нравятся собственные, когда наивные, когда суеверные, а когда и в корне неправильные представления. За примерами далеко ходить не нужно. Взять хотя бы таинство Соборования. 

Сейчас Великий пост, время, когда Соборования проходят в каждом храме, собирая десятки, если не сотни, прихожан. Иногда бывает полезно узнать, что же приводит их к таинству.

Севастопольское Благочиние
Севастопольское Благочиние

Для одних Соборование – средство для поддержания здоровья. 

Нет-нет, я не ошибся. Не таинство, направленное на исцеление души и тела, а своего рода профилактика. Такой человек с серьезным видом поведает вам, что здоровых людей не бывает в принципе, что даже облысение или кариес – уже болезни, и поэтому собороваться необходимо почаще.

Некоторые даже успели придумать себе подходящую периодичность – едва ли не в каждый многодневный пост. Удивительно, но их вовсе не смущает тот факт, что буквально каждая молитва в чине Соборования содержит просьбу об исцелении от болезни и немощи. Фактической, а не предполагаемой или вероятной. Впрочем, достаточно просто не вслушиваться в то, что читают, и ничто не помешает и дальше пребывать в любимом заблуждении.

Другие по странной и непонятной причине ожидают от Соборования решения жизненных проблем. 

Казалось бы – где церковная молитва об исцелении всякой немощи, а где мелкие офисные интриги, не складывающаяся личная жизнь и примитивная бытовая ипохондрия? Но, тем не менее, иногда хватает случайно попавшей в церковную лавку анонимной брошюрки с наставлениями условного «старца Варнапупия», по мнению которого Соборованием решают жизненные проблемы, чтобы перечеркнуть в сознании иного даже постоянного прихожанина все, что было доселе прочитано у Антония Сурожского или Шмемана.

Некоторые даже придумали подходящую периодичность Соборования – едва ли не в каждый многодневный пост.

Вот если б им встретился какой-нибудь старец, объяснивший, что свои проблемы нужно решать самим, а не ждать, пока Бог решит то, что они могут (и должны) решить сами. И уж тем более не следует ожидать решения проблем от таинства, к этим самым проблемам никакого отношения не имеющего!

Третьи, кто пограмотнее, ждут от Соборования прощения грехов. Но не простых, а забытых и неосознанных. 

Я, помнится, так и читывал в одной брошюрке: «По сути Соборование – это дополнение к исповеди». Следует признать, что подобное убеждение довольно сильно укоренилось в сознании церковного люда. Настолько, что даже вошло в  книги авторитетных церковных авторов. Многие даже научились параллели проводить: забытые грехи остаются непрощенными, что в итоге приводит к болезням. В Соборовании такие грехи якобы прощаются и, как следствие, больной исцеляется.

И все бы хорошо, да вот только в продолжительном чинопоследовании Соборования словосочетание «забытый грех» не встречается ни разу. 

Более того, дерзновение, с которым Церковь просит Бога посредством таинства исцелить больного, основывается как раз на покаянии последнего. Сознательном покаянии в конкретных грехах. Да и Священное Писание недвусмысленно говорит, что прощение грехов возможно только при условии покаяния, но возможно ли покаяние в грехах, которых не осознаешь?

Священное Писание недвусмысленно говорит, что прощение грехов возможно только при условии покаяния, но возможно ли покаяние в грехах, которых не осознаешь
Храм Димитрия Донского в Северном Бутове

Впрочем, забытые и неосознанные грехи не единственные, прощения которых могут ожидать от Соборования. Мне не раз приходилось сталкиваться со странной верой, будто Соборование способствует прощению так называемых родовых грехов, а также избавляет детей от последствий грехов родителей. Комментировать тут, по сути, нечего. Нет такого таинства, посредством которого можно было бы простить то, чего в природе нет, и не следует ждать от Соборования избавления непонятно от чего. Утверждать, что дети отвечают за грехи родителей, может только тот, кто не читал Священного Писания.

Кто же читал, тот знает, что в книге пророка Иезекииля предельно ясно сказано: «сын не понесет вины отца и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем останется и беззаконие беззаконного при нем останется» (Иезек. 18:20).

Так что не стоит ходить на Соборование с целью избавиться от того, чего и так нет. Правда, тогда придется принять мысль, что жизненные невзгоды и проблемы имеют место не из-за грешных предков, а по нашей же собственной вине, и начать строить жизнь в соответствии со столь неудобной правдой, но об этом не здесь и не сейчас.

Священное Писание недвусмысленно говорит, что прощение грехов возможно только при условии покаяния, но возможно ли покаяние в грехах, которых не осознаешь?

Понимаю, что вместо выводов у вас остались одни вопросы. Зачем тогда собороваться? Кому это нужно? И как часто это делать? Отвечаю. Как уже отмечал, Соборование – таинство, имеющее целью исцеление болезней и немощей в человеке. Причем как телесных, так и душевных. Необходимым условием такого исцеления является покаяние. Глубокое, искреннее и осознанное.

Как итог, собороваться, безусловно, необходимо больным. Не запрещено это и физически здоровым, в конце концов, душевных немощей у каждого через край. Однако не следует собороваться без насущной нужды или исходя из суеверных соображений.

*******************

Что до частоты, то оптимальным стоит признать периодичность один раз в год или однажды в течение одной болезни. Во всяком случае, следует помнить, что под исцелением Церковь понимает, прежде всего восстановление целостности человеческой природы. Которому, наравне с покаянием, способствует и таинство Соборования. Причем независимо от того, полностью ли исцеляется от немощей тело.

 Во всяком случае, следует помнить, что под исцелением Церковь понимает, прежде всего восстановление целостности человеческой природы.

-----------------------------------------------------------
Протоиерей Владимир Пучков
О заблуждениях вокруг таинства Соборования
* - https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/
78390-soborovanije-profilaktika-
boleznej-tela-ili-tainstvo-iscelenija-dushi
© content.foto.google.com


23.04.2021




ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss