Внимание! Сайт использует cookie-файлы. Продолжая работать с сайтом, вы соглашаетесь на условия работы с cookie.
rss

Почему Швейцария не участвовала в мировых войнах Усекновение главы Иоанна Крестителя Как преодолеть смерть Как и почему люди вступают в секты Успение Пресвятой Богородицы


О вечном: - «СОШЕСТВИЕ В АД»: византийская икона начала XIV века»

Сошествие во ад – нисшествие Спасителя душою в ад (после смерти на Кресте и до Воскресения), с целью освобождения от уз смерти и диавола заключенных ветхозаветных праведников, при жизни и по смерти верою ожидавших пришествия Христа Спасителя.

Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века
Сошествие во ад. Византийская икона начала XIV века. Галерея икон в Охриде, Македония.

*********************

Икона представляет один из наиболее оригинальных иконографических вариантов «Сошествия во ад», воплощающего в византийском искусстве важнейшую тему Воскресения Христа. 

О самом событии — схождении Христа в загробный мир после Распятия для окончательной победы над смертью и силами тьмы — ничего не говорится в Новом Завете. Однако предание об этом событии было хорошо известно уже в IV веке и нашло отражение в литургических текстах, проповедях и богословских трактатах.

Господь Иисус Христос - Победитель ада и смерти
Господь Иисус Христос - Победитель ада и смерти

Несмотря на известность сюжета, его изображение появляется только в VII веке в связи с новыми богословскими спорами и желанием подчеркнуть мысль о нераздельности божественной и человеческой природ Христа. 

Иконографический тип разрабатывается в течение нескольких столетий, постепенно обогащаясь новыми символическими мотивами.

Спаситель вызволяет из ада Праотца Адама
Спаситель вызволяет из ада Праотца Адама

Синайская икона позволяет увидеть все основные временные пласты. К самым ранним принадлежит изображение Христа в ореоле божественной славы, который за руку поднимает старца Адама, выходящего из каменного саркофага.

Спаситель вызволяет из ада Праотца Адама-2
Ветхозаветные праведники, вызволенные Спасителем из ада

Христос, искупивший на кресте грех первого человека, в его лице дарует спасение всем людям.

Святые Пророки
Святые Пророки Моисей Боговидец и Иоанн Предтеча (в верхнем ряду), Цари Давид и Соломон

Святые Пророки Моисей и Иоанн Предтеча, вызволенные Господом из ада
Святые Пророки Моисей и Иоанн Предтеча, вызволенные Господом из ада

Святые Пророки Цари Давид и Соломон, вызволенные Спасителем из ада
Святые Пророки Цари Давид и Соломон, вызволенные Спасителем из ада

Лики Святых Пророков Моисея и Иоанна Предтечи
Лики Святых Пророков Моисея и Иоанна Предтечи

Освобождённые Спасителем ветхозаветные праведники
Освобождённые Спасителем ветхозаветные праведники: Ева в красном мафории, за ней - Авель и Иосиф Обручник

Святые Праведные Авель и Иосиф Обручник, вызволенные Господом Иисусом Христом из ада
Святые Праведные Авель и Иосиф Обручник, вызволенные Господом Иисусом Христом из ада

Святой Праотец Адам, вызволяемый из ада Спасителем мира
Святой Праотец Адам, вызволяемый из ада Спасителем мира

Ангелы Господни

Ангелы Господни2
Ангелы Господни

*********************

ИСТОРИЯ ИКОНОГРАФИИ ОБРАЗА "ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО"

Непостижимый по самой своей сущности момент Воскресения Господа Иисуса Христа в Евангелии не описан.

Евангелие говорит о великом землетрясении ("трусе") и отвалении камня от входа в погребальную пещеру, но как произошло самое Воскресение, в каком виде был Воскресший Спаситель, как Он восстал из гроба и куда отправился - все это остается сокровенной тайной, и молчание о том евангелистов свидетельствует лишь об их безупречной искренности и величии события, не поддающегося никакому описанию.

В древнехристианском искусстве, при господстве символа и аллегории, Воскресение Христово изображалось в символических формах. Одним из таких символов является изображение пророка Ионы, выбрасываемого на берег морским чудовищем, что основывается на ясном указании самого Иисуса Христа. Этот символ пережил эпоху катакомб и удержался в позднейшем византийском и западноевропейском искусстве.

Позднее (V-IX вв.) событие Воскресения Христова, раскрываемое в своей сущности святыми отцами и писателями Церкви как акт спасения человека от духовной смерти, создало в искусстве композицию, называемую теперь по ее внешней форме "Сошествие Иисуса Христа во ад". Эта богословская, глубокосодержательная и в то же время доступная непосредственному пониманию композиция прошла несколько стадий в своем историческом развитии.

Глубокая древность первых лицевых кодексов Псалтири свидетельствует о том, что такое изображение впервые появилось в этих Псалтирях. Самый текст Псалтири давал древним художникам много поводов к такому изображению. На древнейших, простых, без подробностей миниатюрах изображен поверженный ниц ад в виде скованного старика или огромного человека со щетинистыми волосами, на котором стоит Сам Победитель ада, простирая Адаму и Еве руки и "изводя их", по словам псалма, "окованных мужеством".

Разнообразясь в деталях, такая композиция повторяется в различных Псалтирях и лицевых Евангелиях. Иногда добавляются праведники Ветхого Завета, цари в диадемах, простирающие руки ко Христу Избавителю. Со временем в группе праведников помещается Иоанн Креститель, внизу - темница ада, сокрушенные врата, разбросанные ключи и пробои.

Апокрифическая литература и особенно Евангелие Никодима способствовали расширению и усложнению этой иконографической композиции, но византийские художники строго относились к выбору и обработке иконописных образов: их композиции кратки, просты, но выразительны.

Византийские мозаики, простые и ясные, с надписью "Воскресение Христово" повторяются во фресках Киево-Софийского собора (XI в.), где Победитель ада со свитком в левой руке подает десницу Адаму, за которым стоят Ева и два праведника; на правой же стороне находятся два царя в диадемах и тут же святой Иоанн Предтеча, указывающий на Спасителя. Эта композиция удерживается и в стенописях древнего Новгорода, и во многих соборах Афонской горы под тем же названием "Воскресение Христово".

Греческие иконы, а также и русские до XVII века следуют обычно этому древнему византийскому образцу.

С XVII века простота композиции усложняется и видоизменяется. На иконе появляются два центра: собственно воскресение и сошествие во ад. В первом центре Иисус Христос изображается над гробом в ореоле и в обычных одеждах. Он только что восстал из гроба, в руке у Него - крест или знамя, означающее победу над смертью. Второй центр - изображение сошествия во ад.

------------------------------------------------------------------
Из статьи монахини Иулиании (Соколовой)
* - https://diomedes2.livejournal.com/488235.html
* - http://www.vidania.ru/icony/
vizantiiskie_ikony_sinaya/soshestvie_vo_ad.html


17.09.2021




ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss