rss

Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев, безрукий и безногий...
Каким был русский хлеб в средневековье Теперь тут носят паранджу... Жертвы информационного терроризма Монах должен уподобиться мудрой пчеле Усекновение главы Иоанна Крестителя

О вечном...: - Старец Амвросий о духовной жизни (ч.4)»

Избранные изречения старца Амвросия, извлеченные из разных источников и расположенные в алфавитном порядке

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)


 Старец Амвросий


продолжение:

* - 1 часть


* - 2 часть


* - 3 часть


******************


Молитва

Читайте «Отче наш», да не лгите: «Остави нам долги наша якоже и мы оставляем...».

«Христос воскресе» — читать, когда положено Церковью, а то не должно.

Надо молиться и прибегать к Царице Небесной: помоги, спаси и помилуй.

«Богородице Дево» читать хоть с поясными поклонами. Об этом сказала сама Божия Матерь, явившись во сне одной монахине, прибавив, что это для ее же пользы.

Молитву в келье читать устами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Или «Боже, очисти мя, грешную». А в церкви: «Господи, помилуй». И слушай больше, что читают. А если не слышишь, то всю молитву читай: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную».

Не должно говорить, что молишься (или будешь молиться) за других. О.Антоний, и тот говорит: «Обязываюсь молиться».

Во всех делах требуется человеку помощь Божия, а потому всегда и во всем просить помощи Божией, т.е. необходима усердная молитва.

Так как молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Батюшка рассказывал: «У одного монаха на Афоне был скворец, которого он очень любил, и так к нему привязался, что тот часто отвлекал его от молитвы своими разговорами. Только монах начнет исполнять свое правило, а скворец тут и разговорится. На Светлое Воскресение монах подошел к клетке и говорит: «Скворушка, Христос воскресе! «А скворец вдруг ему отвечает: «Вот то-то и беда, что воскресе», — и тут же околел. Тут монах понял свою ошибку и раскаялся».

Утренние молитвы читать, и в это время ничего не делать. И ко всякой службе ходить. Антоний Великий видел ангела, который показывал ему (как должно монаху жить); то помолиться, то поработать. А во время работы «Господи, помилуй» читать.

Когда бывает бдение, минут за восемь надо читать вечерние молитвы.

Когда ложишься спать, кровать и келью крестить с молитвой «да воскреснет Бог».

Когда проснешься, сначала перекрестись. В каком состоянии будешь с утра, так и на целый день пойдешь. У св.Иоанна Лествичника об этом написано.

Прежде всего нужно милости просить у Бога и молиться: «Имиже веси судьбами, помилуй мя грешную (ого)».

Утром, когда проснешься, говори: «Слава Тебе, Боже». Батюшка о.Макарий всегда это говорил. И не должно вспоминать происшедшее и сны.

Одна сказала батюшке: «Когда сердита бываю, то молюсь рассеяно». А батюшка ответил: «Кто сердится, тот лишается покрова Божьего. Нужно молиться без злопамятности».

Обращаясь к монашенкам, батюшка говорил: «Долготерпите, за все благодарите, о всем радуйтесь, молясь за всех непрестанно, а если что из этого не исполните, то выйдет не молитва, а чепуха».

Когда батюшку просили помолиться, чтобы исправиться, он отвечал: «Самой надо споспешествовать. Пророк Нафан молился за царя Давида, а он ложе обливал слезами, молился и за Саула, а тот спаше и храпяше».

Некто спросил монаха: «Кто тебя научил молиться?» — Он ответил: «Бесы». — «Как бесы?!» — «Да так. Они меня бороли разными помыслами, а я отбивался от них молитвой».

Когда бывает бесчувствие, тогда наиболее нужно упражняться в молитве устной. Батюшка рассказывал: «Одна все хотела странствовать и туда, и сюда — и в Киев, и в Задонск, а старец один ей и говорит: «Все это тебе не на пользу, а вот сиди дома в келье и твори молитву мытареву».

Если не хочется молиться, надо понуждать себя, святые отцы говорят, что молитва с понуждением — выше произвольной молитвы. Не хочется, но понуждай себя: «Нудится бо Царствие Небесное».

«Богородицу» читать 12 раз или 24 раза в день. Она у нас одна Заступница.

Когда усердно молишься, то так и смотри, что искушение будет. Это и со всеми случается.

«Не должно тебе молиться за сестер, — писал старец одной монахине. — Это враг под видом добра попущает; это дело совершенных. А ты только перекрестись и скажи: «Господи, помилуй нас».

Когда ударят к «Достойно», (если находишься в келье), нужно встать и положить три поклона св. Троице: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Св. Духу». Просить заступления Царицы Небесной и читать: «Достойно есть яко воистину...», а если кто чужой будет (в келье), то только перекреститься.

Когда бьют часы, должно перекреститься с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»; как пишет св. Димитрий Ростовский: «Для того помилуй мя, что час прошел, ближе к смерти стало». — Можно не при всех креститься, а по рассмотрению, при ком можно, а то и не надо, в уме же молитву должно сотворить.

Четки даны для того, чтобы не забывать молитву творить. Во время службы должно слушать, что читают, и перебирать четки с молитвой: «Господи помилуй»; а когда не слышно (чтения) то: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Батюшка о.Амвросий советовал при кознях человеческих и вражеских прибегать к псалмам св.пророка Давида, которыми молился он, когда был в гонении от врагов, а именно, читать псалмы: 3-й, 53-й, 58-й и 142-й. Выбирать из этих псалмов стихи приличные к скорби и почаще прочитывать их, обращаясь к Богу с верой и смирением. А когда будет бороть уныние или томить душу безотчетная скорбь — прочитывать псалмы 101-й и 36-й. («Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие», затем псалом 26-й («Господь просвещение мое» и псалом 90-й («Живый в помощи Вышняго»). Если во имя Святой Троицы исправно читать эти псалмы ежедневно по три раза со смирением и усердием, предавая себя всеблагому промыслу Божию, тогда «изведе Господь яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне, точию повинися Господеви и умоли Его».

Когда старцу пожаловались, что посторонние мысли мешают молиться, он сказал: «Ехал мужик по базару, вокруг него толпа народу, говор, шум; а он все на свою лошадку: но-но! но-но! — так помаленьку, помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай — молись!»

Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, — да и сам мужик не лежи». И прибавлял: «Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила».


Молитва Иисусова

Хотя бы шепотом произноси молитву Иисусову, а от умной многие повредились.

Непременно устами читай молитву Иисусову, а умом не полезно, повредиться можешь.

Бог да благословит оставить обычное правило, и постоянно держаться молитвы Иисусовой, которая может успокаивать душу более, нежели совершение большого келейного правила. Из прежних опытных старцев один по имени Василий объяснял это так: держащийся большого келейного правила когда исполняет его, подстрекаем бывает тщеславием и возношением; когда же почему-либо не может исполнить своего правила, то смущается. А державшийся постоянно молитвы Иисусовой одинаково пребывает в смиренном расположении духа, как бы ничего не делающий, и возноситься ему нечем.

Батюшка рассказывал о силе Иисусовой молитвы: «У одного священника был скворец, который постоянно слышал от своего хозяина молитву, и повторял довольно часто. Вот раз на улице налетел на него коршун, а он по привычке говорил в это время эту молитву, и что же? — коршун не посмел его тронуть. Бессмысленно твердил молитву Иисусову, и то спасла!»


Монашество

Милостью и помощью Божией сподобились, сестра, воспринять начало монашеского образа вовне, к обновлению внутреннего человека от ветхости возмутительных страстей, лишающих душу мира и отягощающих тело, — да отныне поживем безмятежное житие в простоте и правоте, возвергая печаль свою на Господа всеблагого и всемогущего и всем хотящего спастися.

Если кто-нибудь из братии по малодушию и нетерпеливости скорбел о том, что его нескоро представляют к мантии или к иеродиаконству и иеромонашеству, старец имел обыкновение так говорить в назидание: «Это, брат, все придет в свое время, — все дадут; добрых же дел никто не даст».


Неверие

Одна женщина говорила как-то батюшке об одной семье, что всех в этой семье очень жаль, потому что они не верят ни в Бога, ни в будущую жизнь; жаль именно потому, что они, может быть, не виноваты в этом сами; воспитаны были в таком неверии, или еще были другие какие причины. Батюшка закачал головою и гневно сказал: «Безбожникам нет оправдания; ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога; стало быть, сами виноваты. Ты спрашиваешь, можно ли молиться за таких? Конечно, молиться за всех можно».


Немощь человеческая

Когда батюшке говорил кто-нибудь «не могу» (того-то и того-то потерпеть и исполнить), он нередко рассказывал по этому поводу про одного купца, который все говорил: «Не могу, не могу — слаб». А пришлось ему раз ехать по Сибири; он был закутан в двух шубах и ночью задремал; открыл глаза и вдруг видит точно перед собою, все как будто волки мелькают; глядит — волки. Как он вскочил... да, забыв про тяжесть шуб, прямо на дерево».


Неосуждение

Рассказывал батюшка об одном богатом человеке, который промотал свое состояние, а под конец жизни пришел в монастырь и умер так, что дай Бог каждому из нас так умереть. Хотя и расточителен был покойный, но был и необыкновенно добр и прост душой. Вот и осуждай теперь людей! Нужно иметь больше простоты.

«Что тебе за дело, что про тебя говорят, — сказал как-то раз батюшка, — если слушать чужие речи, придется взвалить осла на плечи», — и при этом рассказал известную басню про старика, мальчика и осла.

Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет больше своих.

Говорит пословица: «На чужой роток не накинешь платок». Люди толкуют право и неправо, судить же всех будет Господь — судия нелицеприятный. Поэтому относительно чужих успокоимся и позаботимся о своей душе, чтобы она не подверглась суду за неправые мнения, не говоря уже за дела.

Не говори ни о ком невыгодно и заочно, и не получишь ни от кого досады и вреда.


Нечувствие

Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут.


Обещание

Обещание без исполнения все равно, что хорошее дерево без плода.


Осуждение

Чужие дела не передавай.

Чужую рожь веять — свои глаза порошить.

Когда будешь кого осуждать, то скажи: «Лицемере! Изми первее бревно из очесе твоего!» Бревно в глазу это гордость. Фарисей имел все добродетели, но был горд, а мытарь имел смирение и был лучше.

------------------------------------------
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


23.09.2017


Seo анализ сайта Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss

^ Вверх