rss


Глобальной экономике угрожают политические риски
Профессор Катасонов: «приготовьтесь к ФЕНИКСУ» Какие бывают иконы? Кому принадлежит долг США? Юродивые. Кто они? Система распознавания лиц

Как вести себя на собеседовании

О вечном...: - Св. Ефрем Сирин»

Св. Ефрем Сирин


Труды преподобного Ефрема Сирина
********
Слово о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа


Приидите и приступите, сыны света, слышите благословенный и блаженный глас Спасителя нашего, говорящий нам: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте Царство Небесное (Мф. 25, 34)! Смотрите, возлюбленные мои, никто из вас да не лишится блаженного наследия. Ибо вот уже при дверех (Мф. 24, 33)! Снисшел к нам Свет от Света и, озарив нас, возвел ко Свету. Снисшел к нам, соделавшись подобным нам, чтоб нас соделать подобными Себе. Бессмертный снисшел к смертным и, соделав их бессмертными, опять восшел к Отцу. Ныне же грядет во славе благословенного Отца судить живых и мертвых. Путь жизни стал для нас исполненным света и славы, чтоб мы во свете шествовали им к Отцу. Приидите, возлюбленные, вступим на путь, какой показал нам Господь, чтоб в радости достигнуть нам Царства Его. Потому возьмем с собою, что нужно на дорогу, и елей в сосудах своих; потому что расстояние пути сего немалое. Препоясав чресла свои чистотою и истиною, как люди, ждущие своего властелина, возжжем светильники свои и будем мужественно бодрствовать; потому что мы в ожидании с небес принять Господа своего. Не воздремлем, чтобы не угасли светильники наши. Ибо внезапно раздастся этот вопль: се Жених грядет, исходите в сретение Его (Мф. 25, 6) все любящие Его и уготовавшие себя увидеть Его во славе. Всех возлюбивших Его исполнит Он радости в светлом и вечном оном чертоге. Итак, смотрите, друзья мои, смотрите, чтоб, когда раздастся сей вопль, не оказаться кому-либо из вас с светильником померкшим, не имеющим елея, и как облеченному в печальную одежду, не быть осужденным во тьму кромешную, на нескончаемое и вечное наказание, где плач и скрежет зубов (Мф. 25, 30).

Обезопасим сами себя, возлюбленные мои, потому что не знаем, когда приидет Господь наш! Как тать в нощи (2 Пет. 3, 10), как сеть, так придет страшный день. И как самая быстрейшая молния, так будет пришествие Господне. Вострубит бо, и мертвии востанут (1 Кор. 15, 52), и земля содрогнется в основаниях своих, и небеса и силы небесныя подвигнутся (Мф. 24, 29). Увы мне, возлюбленные мои! Кто будет отважен в этот час? Всякое дыхание вострепещет и придет в ужас. Но благодать Спасителя укрепит и возрадует сердца праведных: и будут восхищени на облацех в сретение Его (1 Сол. 4, 17). А подобно мне ленивые и нерадивые в трепете останутся на земле. Хотя несколько поднимем себя с земли, возлюбленные мои, и удобно взойдем на небо!

Что пользы принесет этот мир нам, которые связываем себя его заботами? Или что приобретем убранством одежд своих, кроме огня неугасимого? Или что доставит нам изысканность снедей, кроме вечного мучения? Знайте, возлюбленные мои, что если не будем подвизаться в это краткое время, то должны раскаиваться и мучиться там во век века. Почему нерадим мы, братия мои любезные? Почему предаемся лености, не уготовляем сами себя? Вот уже близок к нам день Господень великий и страшный. Почему не свергнем с себя всякой бесполезной заботы и не облегчим себя от бремени земных вещей? Не знаете разве, что дверь узка и тесна и что любостяжательный не может войти в нее? Бог любит нестяжательных, добровольно ради Христа подвергших себя скорбям, в подвиге, во бдении и во многом злострадании, и приуготовивших себя к тому, чтоб увидеть во славе бессмертного Жениха. Таковые наследуют Небесное Царство.

Вот, возлюбленные, и дверь призывает нас: "Идите, ускоряйте ко мне шествие". Вот и матерь наша – Иерусалим – с любовию говорит: "Приступите, чада мои любимые, приступите ко мне; да умножится число ваше, и в брачном Господнем чертоге да увеличатся ваши лики во свете с Ангелами святыми. Да увижу вас в славе и благолепии, в радости и веселии. Возлюбите меня, чада мои, как я люблю вас. Не приобретайте ничего на земле, ни о чем не пекитесь, но трудитесь неутомимо. Се Жених грядет! Он готов выйти на облаках небесных во славе благословенного Отца; Он каждого из вас по имени возгласит, препокоит его, по мере трудов его, в чине святых, в неизглаголанном свете, в неизменяемой, бессмертной и вечной жизни, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание".

Зная все сие, потрудимся, умоляю вас, чада мои, потрудимся в это краткое время. Не будем нерадивы здесь, возлюбленные мои, чтоб не раскаиваться бесконечные веки, где не принесут нам пользы слезы и воздыхания, где нет покаяния. Сверх того, возлюбленные мои, о рачительности нашей радуются Ангелы и Архангелы, а о лености нашей радуется и веселится враг. Итак, потрудитесь, чада мои любимые, умоляю вас, потрудитесь, чтоб мне о вас и вам обо мне радоваться вечные времена.

Припадаю к Тебе, Господи мой, Иисусе Христе, Сын Бога живаго: даруй мне и всем любящим Тебя узреть Тебя со славою и радостию в Царствии Твоем и наследовать оное с вожделевающими и любящими Тебя!

Если здесь вознерадим, возлюбленные мои, то не будем иметь оправдания в страшный оный день. Не найдем и предлога к извинению грехов своих. Ибо, по нисшествии к нам Господа и Спасителя нашего, всякий предлог у нас отнят; потому что даровал Он нам жизнь вечную. Мы были врагами, и Господь наш – примирение наше; были земными, и стали небесными; были смертными, и стали бессмертными; были сынами тьмы, и стали сынами света; были пленниками, и обретены; были рабами греха, и освобождены; были погибшими и расточенными, и собраны; были немощными, и исцелены; были непомилованными, и помилованы; были грешными, и спасены; были прахом и пеплом, и стали сынами Божиими; были обнаженными, и прикрыты; стали даже наследниками Сына Божия. Все сие даровал нам Господь наш, нисшедши на землю и ради нас воплотившись.

За все сие чем мы, возлюбленные, воздадим Ему, ради нас принявшему оплевание и бичевание, распятому, заушенному, поруганному людьми нечистыми и беззаконными, грешными и злосчастнейшими? Чем можем за все сие воздать Господу мы, бедные и грешные? Горе нам если вознерадим, потому что нет у нас оправдания пред Ним!

Итак, возлюбленные мои, свергнем с себя всякую заботу и попечение о сем суетном и преходящем веке и с великим усердием и рачением послужим Ему Единому; потому что Он наш Господь и Владыка. Вот день Его подлинно близок, и пришествие несомненно постигло нас. Приидите же, друзья мои, приуготовим себя и станем бодрствовать, ожидая Господа нашего, бессмертного Жениха. Вот воссиявает Он! Вот уже идет! Ночи прошло много, день приблизился. Сыны Света, поспешайте ко Свету. Выходите с радостию, сретайте свет нашего Господа, покажите Ему свои добродетели, принесите Ему свои подвиги, свои слезы и все скорби, какие претерпели вы из приверженности и любви к Нему! Не ленитесь, не медлите. Потерпите еще немного, и никто из вас да не озирается вспять, но возведите взор горЕ, на эту пренебесную красоту, на эту радость бессмертного Жениха, чтоб душа наша насытилась славою созерцания Его, светлостию и благообразием Его. Воздержный да не малодушествует, потому что трапеза Царствия ожидает его. Жаждущий да мужается, ибо уготованы ему райские утехи. Кто бодрствует, поет, молится, плачет, тот да крепится, потому что утешат его приятности брачного чертога Господа его.

Итак, зная все сие, ничего не будем приобретать себе на земле, братия мои возлюбленные; потому что в тот день каждый из нас должен показать, какую добродетель приобрел он здесь, или какие труды, или какой подвиг, или какое бдение. Поэтому, братия мои, когда мученики покажут язвы своих страданий и мучений, а подвижники – свой подвиг, свое воздержание, терпение, свои скорби, свою нестяжательность и свои слезы, тогда чем похвалятся беспечные и ленивые, без пользы погубившие жизнь свою? Подлинно, горе им, что были беспечны! Горе им, что были небрежны! Приидите же, друзья мои, приидите, потрудимся; приидите, припадем к Нему; без стыда будем плакать и проливать пред Ним слезы день и ночь в молитве своей, в псалмопении своем, чтоб даровано было нам просвещение души к уразумению козней врага – противника нашего, которому ненавистно все прекрасное! Ибо он ставит нам на пути преткновения, соблазны, вред, рассеянность века сего, плотское удовольствие, надежду на долговременность настоящей жизни, боязнь во время подвига, леность в молитвах, сон и плотское успокоение во время псалмопения. Но сколько он рачителен, столько мы беспечны. И чем больше он злоухищряется, тем больше мы небрежем, хотя знаем, что дни наши сокращены, время течет, и Господь славы грядет в благолепии красоты Своей и с страшною силою Царствия Своего, воздать каждому по делам его. Боюсь, возлюбленные, чтоб на нас не исполнилось слово Господне: приидут от восток и запад и севера и юга, и возлягут со Авраамом, и Исааком, и Иаковом во Царствии Небеснем, вы же изгнани будете вон, во тьму кромешную (Лк. 13, 29; Мф. 8, 11–12).

Итак, умоляю Тебя, Христе, Свет истины, Рождение благословенного Отца, Образ Ипостаси Его, сидящий одеснУю величества Его, непостижимый Сын Божий, неисследимый Христе, похвала и радость вожделевающих и любящих Тебя, радование и веселие ожидающих Тебя, жизнь моя, Христе, Свет мой, Господи, спаси меня, грешника, в Царствии Твоем! Трудящийся делатель надеется получить от Тебя награду. Увы мне! язык мой трудится, песнословя Тебя, Спаситель, но не воздавай мне за содеянное мною и не гневайся на меня за дела мои; спаси же меня по благодати Твоей и ущедри меня по милосердию Твоему. Ибо Ты благословен вместе с благословенным Твоим Отцем и со Святым Твоим и Животворящим Духом Утешителем, ныне и всегда и во веки веков!
----------------------------
Аминь.


**************************************
О втором Господнем пришествии и о покаянии
----------------------------
Покаемся, братия, чтобы милостив был Бог ко грехам нашим; призовем Его, потому что оскорбили Его; смиримся, чтобы возвысил Он нас; будем плакать, чтобы утешил нас; отбросим от себя злой навык и облечемся в добродетель, как в одежду, особенно мы, сподобившиеся ангельского жития. За меру для себя, возлюбленные, приимем прекрасный и совершенный подвиг отцов, прежде нас бывших. Не сегодня только воздерживайся, а наутро приготовляй обеды; не сегодня только пей воду, а наутро упивайся вином; не сегодня только ходи необутый, а наутро в гладкой обуви; не сегодня только в рубище, а наутро в одежде из узорчатой ткани; не сегодня только в убогой ризе, а наутро нарядный; не сегодня только будь кроток и смирен, а наутро и высокомерен и горделив; не сегодня только послушен, а наутро бесчинен и непокорен; не сегодня только пусть будут у тебя плач и сетование, а наутро смех и холодное равнодушие; не сегодня только спи на голой земле, а наутро на мягком ложе; не сегодня только кайся, а наутро забывай это; но держись одного правила, как и святые отцы в продолжение пятидесяти и более лет не изменяли своего правила.

На что отрекся ты, возлюбленный, от мира, если ищешь мирского покоя? Призван ты к скорби и ищешь покоя? Призван к наготе и любишь нарядные одежды? Призван к жажде и пьешь вино? Призван на брань и хочешь без оружия войти в Царствие? Призван к бдению и предаешься сну? Призван к плачу и к сетованию и смеешься? Призван к любви и ненавидишь брата своего? Призван к покорности и прекословишь? Призван к кротости и к смиренномудрию и превозносишься? Призван наследовать Царство Небесное и мудрствуешь земное? Смотрите, братия, отрекшись от мира, не будем мудрствовать по-мирскому; не возвращайтесь снова вспять и не мудрствуйте по-мирскому, когда что делаете или о чем беседуете, ибо тлят обычаи благи беседы злы (1 Кор. 15, 33). Но, как говорит пророк Давид, в законе Господнем поучайся день и ночь (Пс. 1, 2), чтобы мог ты смело сказать с ним: аз же закону Твоему поучихся; и еще: испытаю закон Твой и сохраню И всем сердцем моим; и еще: поучуся закону Твоему выну; и еще: благ мне закон уст Твоих паче тысящ злата и сребра; и еще: возрадуюся аз о словесех Твоих (Пс. 118, 70, 34, 117, 72, 162). И ты, брат, беседуй не о мирском, но о духовном, не о земном, но о небесном. Возноси сердце свое горЕ, к Спасителю Христу, и говори с Давидом: Господи, не вознесеся сердце мое; к Нему обращай всегда взор, говоря: к Тебе возведох очи мои, живущему на небеси (Пс. 130, 1; 122, 1). Проливай слезы, потому что сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125, 5), день и ночь имей пред очами последний час. В устах твоих непрестанно да будет псалом, ибо призываемое имя Божие обращает в бегство демонов; много беседуй с Богом, мало говори с людьми; памятуй всегда Бога, и ум твой соделается небом. Не люби роскоши, но бегай удовольствий; имей ненависть ко всякой радости мира сего; не страшись возлежания на голой земле, потому что доставляет вечное наслаждение; и не почитай для себя тягостным поста, потому что он препровождает тебя к вечному веселию. Стал ты воином Христовым? Не обязуйся куплями житейскими, да Воеводе угоден будеши (2 Тим. 2, 4). Отрекся ты от мира? Не люби мира, ни яже в мире (1 Ин. 2, 15). Возложил ты руку свою на рало? Не обращайся вспять (Лк. 9, 62). Обручился ты со Христом? Жди Его пришествия; каждый день, и час, и каждую минуту памятуй о Нем, как невеста о женихе своем, и к Нему всегда устремляй мысль, подобно жене, любящей мужа, у которой муж в отлучке и которая, находясь в великой заботе и скорби, не престанет смотреть на дороги и расспрашивать у проходящих, где бы мог он теперь находиться. У ней только и речей, что о муже, и во сне ожидает его, и прислушивается, и не знает себе покоя, ни с кем не смеется, не предается веселию, не перестает проливать слезы, пока не возвратится к ней желанный. Так поступай и ты, христианин, особливо отрекшийся от суетной жизни. И что говорю: отрекшийся? Все мы предстанем судищу Христову, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10). Наконец, брат, не будь алчен к временной пище; не домогайся телесного успокоения; не давай сна очам своим, не живи беззаботно, но всегда пред очами имей Бога, чтобы мог ты сказать со святым Давидом: предзрех Господа предо мною выну (Пс. 15, 8). Не преставай испытывать Божественные Писания, не преставай вопрошать матерь свою – Церковь, когда придет желанный Жених; расспрашивай и разведывай о знамении Его пришествия, потому что Судия не укоснит [1]. Не преставай вопрошать, пока в точности не узнаешь; не преставай прибегать к помощи знающих о сем в точности.

Хочешь ли знать, кто в точности знающие эту великую и страшную тайну? Пророки, апостолы, евангелисты; они точно знают о страшном пришествии Христа и Жениха. Их вопроси, брат, и услышишь, что придет и не замедлит. Вопроси великого пророка Исаию, и ответит тебе так: се, Господь… идет… се, мзда Его с Ним; и еще: Господь Бог сил изыдет и сокрушит рать (Ис. 40, 10; 42, 13). И другой пророк говорит: идЫй приидет и не умедлит (Авв. 2, 3). Ответит тебе и пророк Малахия, говоря: се, грядет… и кто стерпит день пришествия Его, или кто постоит в видЕнии Его? (Мал. 3, 1–2). Да и пророк Давид научит тебя, говоря: Бог яве приидет; и поклонятся Ему вси царие земстии; и еще: яко грядет судити земли (Пс. 49, 3; 71, 11; 95, 13). Если вопросишь первоверховного Петра, и он ответит тебе, говоря: не коснит Господь обетования, якоже нецыи коснение мнят, но долготерпит на нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут (2 Пет. 3, 9); и еще: день Господень, яко тать в нощи, тако приидет (1 Сол. 5, 2). Но и Иаков отвечает также, говоря: се, Судия пред дверьми стоит (Иак. 5, 9). И Иоанн Богослов говорит тебе так: да имамы дерзновение и не посрамимся от Него в пришествии Его (1 Ин. 2, 28). Вопроси, возлюбленный, и святого евангелиста Матфея, и он яснее тебе скажет о пришествии Жениха, чтО слышал от Него Самого; говорит же он так: Господь рече: бдите убо, яко не весте дне, ни часа, в оньже Христос приидет (Мф. 25, 13). И еще: будите готови, яко в оньже час не мните Господь приидет (Лк. 12, 40); и еще: блажен раб той, егоже, пришед господин его, обрящет бдяща (Мф. 24, 46). И еще говорит: узрят Сына Человеческаго грядуща на облацех небесных с силою и славою многою. Тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы, и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ и т. д. (Мф. 24, 30; 25, 31–32). Если вопросишь у прочих евангелистов и у всех святых, то подобное сему услышишь от них о пришествии Господа, что близ есть, при дверех.

Наконец, не имеешь уже предлога. Вот, слышал ты всю истину от блаженных пророков и апостолов; теперь готовь, что нужно ко спасению. Что же мне делать, чтобы спастись и обрести милость и дерзновение в день оправдания? Скажу тебе это, соблюди только. Если ты послушаешь Господа, и Он услышит тебя; ибо так сказал Господь: аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный согрешения ваши (Мф. 6, 14). Вот, слышал ты пока одну великую и легкую заповедь, ибо человеколюбец Бог сказал: бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30). Что за тяжесть отпустить брату прегрешения и получить от Бога прощение собственных своих прегрешений, чтобы смело говорить: остави мне долги мои, Владыка, потому что я оставил долги брату моему? Соблюдай сию заповедь, ни на кого не имей вражды, ни к кому не питай никогда ненависти, не проводи времени в смехотворстве, не клевещи, не злословь, не празднословь, не сближайся слишком с людьми мирскими, не вдавайся в басни; да не занимают дела земные тебя, отрекшийся от целого мира; да не будет у тебя иного попечения, иного подвига, как только об одном страшном дне; и сердце твое, и язык твой да поучаются всегда о суде. Занимаешься ли работой, или молишься, или ходишь, или сидишь, или ешь, или постишься, или лежишь, бодрствуя на постели своей, или другое что делаешь, да не перестают ум твой размышлять и уста твои говорить о суде. Рассуждай же в сердце своем так: "Чем буду оправдываться пред Судиею? Есть ли кто другой подобный мне грешник? Как загладить мне грехи свои?" Скажу тебе как. Делай, чтО делал и чему учил Давид, говоря: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6, 7). Так плачь и размышляй и ты, говоря: "Как страшны мучения, о которых говорит Божественное Писание,– эта огненная река, этот неугасимый огонь, эта тьма кромешная, это скрежетание зубов, эта геенна огненная, этот червь неумирающий, эта пещь огненная! И в какое из сих мучений надлежит идти мне, грешному?" О сем помышляй, чадо, каждый день, каждую ночь, каждый час и старайся пребывать в посте, во бдении, в молитве, в слезах, всегда уединяться в келлии и молчать и не предавайся бездействию; не расслабевай, брат, хотя иные развлекают тебя, или осмеивают, или уничижают, или ставят ни во что; не обращай на них внимания, но имей в виду желанного Жениха и говори: "Достоин я осмеяния. И Господь мой был осмеян, поруган, оплеван, и распят, и ненавидим учениками диавола. И нас учит Господь, чтобы и мы, обижаемые были терпеливы, укоряемые благословляли, гонимые терпели" (1 Кор. 4, 12–13). Припомни еще, брат, чтО Господь говорит ученикам: аще мир вас ненавидит, вЕдите, яко Мене прежде вас возненавиде. …Но яко Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир (Ин. 15, 18–19). И еще: блажени есте, егда поносят вам и ижденут (Мф. 5, 11), и: возненавидят вас человецы (Лк. 6, 22). И все святые шествовали сим тесным путем, как говорит апостол: руганием и ранами искушение прияша… камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша, проидоша в милотех, и в козиих кожах, лишени, скорбяще, озлоблени… в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных (Евр. 11, 36–38). И ты, брат, если будешь терпелив и рачителен в исполнении малого своего правила, обретешься вместе с ними.

Посему не предавайтесь лености оттого, что ненавидит вас мир: ненавидящие весьма злосчастны, а ненавидимые ради Христа блаженны. Ибо Он приидет и воздаст каждому по делам его. Пророк говорит: грядет… и кто стерпит день пришествия Его? (Мал. 3, 1–2). Подлинно, подлинно, страшен день пришествия Его. Выслушай и иное подобное сему, ибо пророк Даниил говорит: престоли поставишася, и Ветхий дЕнми сЕде, и одежда Его белА аки снег, и влАси главы Его аки вОлна чистА, престол Его пламень огнен… тысящя тысящ служаху Ему, и тмы тем предстояху Ему; судИще сЕде, и книги отверзошася (Дан. 7, 9–10). Кто не убоится дня того! Кто не вострепещет часа того! Здесь нередко если загремит сильнее гром, не выносим сего, но все преклоняемся к земле. Кто же стерпит тогда, как увидит необычайные те чудеса; увидит, что силы небесные поколебались; увидит, что стихии разоряются, небо свивается, как свиток, солнце омрачается, луна прелагается в кровь, звезды падают с неба, как листья со смоковницы, земля и дела, яже на ней, сгорают? Тогда увидишь, что труба страшная гремит с неба и пробуждает от века почивших; тогда увидишь, что небеса разверзаются, и является Бог, исполненный великого гнева на грешных. Тогда увидишь, что Ангелы посланы, текут всюду и собирают избранных от четырех ветр, от конец небес до конец их (Мф. 24, 31). Тогда увидишь, что страшный престол уготован, и воссел праведный Судия. Тогда увидишь, что весь род человеческий в великом страхе и трепете собран пред Ним. Поверьте мне, братия мои возлюбленные, что многих слез и многих воздыханий достоин тот день, когда увидим сей бедственный и болезненный час, в который Судия отлучит нас друг от друга, как пастырь отлучает овец от козлов. Тогда родители разлучатся с детьми и чада с родителями; тогда братья отделятся от братьев, друзья от друзей, родные от знакомых. Тогда служители Церкви разлучатся с сослужителями, и епископы с епископами, диаконы с диаконами, иподиаконы и певцы и чтецы друг с другом. Тогда и супруги разлучатся со слезами. Тогда восплачут цари и князи, жившие в неправде, угнетавшие своих и единоверных братий. Тогда кровь погибших по нерадению епископов и пресвитеров взыщется от рук их. Тогда у каждого потребуется талант, все чтО он получил и чтО присовокупил. Тогда у каждого христианина потребуется отчет во всем, чтО он слышал и принял; по преимуществу же потребуется сие у архиереев, иереев и левитов, потому что сильные сильно истязаны будут. Тогда каждый будет стоять в страхе и трепете, поникнув головою и ожидая приговора, какой выйдет на него. Тогда увидит, какая честь воздается подвизавшимся здесь в постах, бдениях, слезах, молитвах и какие утешения приемлют они от Царя. Воздохнув и скрежеща зубами, скажет он: "Почему же я, бедный, не подвизался в это краткое время жизни моей, но провел дни свои в нерадении! Теперь не знаю, что мне следует, не идти ли в муку?" Когда же размышляет он таким образом, выходит приговор от Царя, который гласит: каждый пожнет, чтО посеял. Тогда посеявшие слезами пожнут там радостию. Тогда каждый пойдет вослед дел своих, потому что дела каждого стоят перед ним и говорят ему: "Ты сделал нас, жалкий; тебе надлежало загладить нас слезами своими. Слышал ли Писание, которое говорит, что грядет час воздать каждому по делам его, и насмехался над теми, которые говорят о сем. Теперь пойдем, и насладись плодами трудов своих". Тогда каждый пойдет в место свое, какое уготовал себе, и исполнится Писание, которое говорит: тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию Своею смятет я (Пс. 2, 5). Но уготовавшие себя не смущаются, а с дерзновением взывают: уготовихся и не смутихся (Пс. 118, 60). Неготовые же придут в смятение, услышав: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный (Мф. 25, 41). Тогда пойдут одни во тьму кромешную, другие в геенну огненную, иные, где скрежет зубов и прочие мучения. Ангелы же со тщанием будут гнать их и скажут им: "Вы стали, как овцы во аде… смерть упасет вас (Пс. 48, 15)". И пойдут они, скрежеща зубами и часто озираясь вспять, и смотря, как отлучают, уводят их, и никто не в состоянии помочь. Где все богатство мира? Где могущество царей? Где отважность князей? Почему нигде не видно, кто мог бы помочь любимым? Где отец родивший? Где матерь чревоболевшая? Где единокровные братья? Где друзья? Где родные? Где веселие и шум пирующих? Где похваляющиеся богатством? О, скольких слез и воздыханий достоин тот час! По причине сего часа сказал Господь: блажени плачущии ныне (Лк. 6, 21). Подлинно блажен, братия, кто обретет тогда дерзновение. Тогда блаженные апостолы просветятся паче солнца, пророки возвеселятся, мученики увенчаются; тогда сделаются явными скрывавшиеся здесь в горах, и вертепах, и пропастях земных. Сонмы блаженных монахов, отрекшихся от мира, будут ликовать с Ангелами в радовании. Изнурявшие себя в вертепах слезами, бдениями и молитвами, здесь вменяемые ни во что, неизвестные, там имениты и имеют дерзновение; здесь бесславные и пренебрегаемые, там славны и почтенны; здесь бедные и нищие, там богаты и возлюбленны; здесь оставившие отечество, и родство, и братий, и роскошь, там восприимут Царствие Небесное. О, подлинно блаженны и преблаженны монахи, здесь живущие в нужде, а там восхищающие Царство! Ибо здесь в вертепах, и в келлиях, и на горах немолчно славословили Бога и служили Ему вы, не только мужи, но и жены – немощный пол; а там снова сподобитесь песнословить Его с ликами Ангелов. Вы возлюбили Христа, отреклись от мира, преложились из мира – будьте со Христом. Ибо никтоже есть, иже оставит дом… или братию… или чада Мене ради… иже не приимет сторицею в нынешнем веке, и в век будущий не наследует живот вечный, как сказал Господь (Лк. 18, 29–30). Ему слава во веки.
***************
Аминь.
Не замедлит.


18.11.2017


Seo анализ сайта Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss

^ Вверх