Внимание! Сайт использует cookie-файлы. Продолжая работать с сайтом, вы соглашаетесь на условия работы с cookie.
rss

Заповедал ли Христос всеобщее единство? О работе вытрезвителей в СССР Неверующие, не узнают в нас - христиан Голод 1921 года Как звучит оправдательный приговор на Страшном суде


О вечном: - Тайные монахи»

Только в наши дни становятся очевидными масштаб и характер этого удивительного явления, присущего эпохе воинствующего атеизма. Тайное монашество преследовалось, разоблачалось, подвергалось жестоким репрессиям. Начиная с 20-х годов прошлого века, когда храмы и монастыри закрывались и разрушались, многие монахи создавали подпольные общины там, где это только было возможно: в московских квартирах и в пригородных посёлках, на Урале и в Казахстане, в обычных деревнях под видом сельхозартели и в музейных хранилищах.

Только в наши дни становятся очевидными масштаб и характер этого удивительного явления, присущего эпохе воинствующего атеизма.

Тайный постриг принимали и весьма известные люди. Как это было? Что значил этот особый вид молитвенного подвига?

******************

Никому не известный монах с мировой славой учёного

Алексей Фёдорович Лосев

«Мне выпала от Бога такая честь, что восемь лет моей жизни моим духовным наставником был монах Андроник, никому не известный…» Так начинается рассказ московского протоиерея Алексия Бабурина о начале его пути к священству в 1980-е годы. А продолжение этой фразы звучало сенсационно: «…но в миру — известный всему миру учёный Алексей Фёдорович Лосев».

Эта тайна выдающегося философа и филолога А.Ф.Лосева действительно была открыта тогда совсем немногим. Как крупнейшего исследователя культуры и языкознания его знали во всём мире, а как монаха и молитвенника — единицы. И среди них оказался молодой в ту пору учёный-медик Алексей Бабурин.

Такие открытия и встречи изменили всю его жизнь.

— Во Всесоюзном кардиологическом центре я просто обязан был подниматься по служебной лестнице, — вспоминает он, — но под влиянием монаха Андроника (Лосева) сменил ценностные приоритеты, отказался от светской карьеры учёного-медика и посвятил себя служению на поприще духовного врачевания. Сам же Алексей Фёдорович сделал свой важнейший выбор в 1929 году, когда ему было 36 лет. Он уже был известным профессором, автором многих книг. 

Вместе с женой Валентиной они ходили в церковь, ещё в 1922 году их венчал известный священник Павел Флоренский.

Однако наступали времена, тяжёлые для верующих, да и для философов. Труды Лосева уже называли несовместимыми с марксистско-ленинской идеологией. «Предстоит мученичество за исповедание Христа…» — записала в своём дневнике Валентина Михайловна. И вот супруги Лосевы принимают тайный постриг с именами Андроник и Афанасия в память об одноимённых раннехристианских святых, подвизавшихся в монастырях Египта. Постриг совершил их духовник афонский архимандрит Давид, служивший в это время в часовне на Таганке. Через год он умер, а Лосевых арестовали и отправили в ссылку, в лагеря.

После освобождения их жизнь продолжалась уже в двух ипостасях — внешней и скрытой от мира.
Лосевы на Беломорканале, 1933 год

Только Богу известно, как удавалось отцу Андронику (Лосеву) следовать монашеским обетам и в научной деятельности, и во взаимоотношениях с окружающими, в том числе после кончины Валентины Михайловны со своей последней спутницей жизни, верной помощницей и ученицей А.Тахо-Годи. Он скончался в 1988-м на 95-м году жизни. 

Незадолго до смерти продиктовал свой последний текст — «Слово о Кирилле и Мефодии». 

На Ваганьковском кладбище на его могильном кресте из чёрного мрамора написаны слова 53-го псалма: «Во Имя Твое спаси мя».

На Ваганьковском кладбище на его могильном кресте из чёрного мрамора написаны слова 53-го псалма: «Во Имя Твое спаси мя».

Обитель имени Крупской

Захарьевская женская коммуна, которую ставили в пример в советских СМИ, оказалась религиозной общиной./Фото: rybinskayasreda.ru
Захарьевская женская коммуна, которую ставили в пример в советских СМИ, оказалась религиозной общиной./Фото: rybinskayasreda.ru 

Эта удивительная история может показаться невероятной. Но всё так и было: в деревне Захарьино Ярославской области более 10 лет под видом сельхозкоммуны им. Крупской действовала тайная монашеская община.

Всё началось в 1921 году, когда по благословению архимандрита Никона (Чулкова), настоятеля Павло-Обнорского монастыря, шесть молодых монахинь поселились в Захарьине с намерением, чтобы со временем их община выросла в полноценную монашескую обитель.

Однако советские порядки мало способствовали такой перспективе. Поэтому планы архимандрита и его подопечных несколько видоизменились. Было решено вести монашескую жизнь тайно, дожидаясь падения безбожной власти. Общину зарегистрировали как сельскохозяйственную артель, при этом её внутренняя жизнь была устроена строго по монастырскому уставу. Численность коллектива быстро увеличивалась. К 1930 году в общине было уже более 100 человек. Её к этому времени переименовали в коммуну им. Н.К.Крупской.

Послушницы-коммунарки трудились на совесть. Кроме сельскохозяйственных работ, многие девушки освоили профессии каменщиков и плотников. В общине действовали кирпичный, дегтярный и кожевенный заводы, валяльно-катальная, швейная и сапожная мастерские, кузница и ветряная мельница.

Дома коммуны
Дома коммуны

Монахини вырубали лес, корчевали пни, а на расчищенных полях сеяли хлеб. У общины был огород с парниками и прекрасный сад.

На покосе. Кадр из кинохроники
На покосе. Кадр из кинохроники

Духовник обители архимандрит Никон приезжал в деревню тайком, окормлял, наставлял, совершал богослужения.

Хорошая работа принесла коммуне широкую известность. Ей присуждали награды на всесоюзных смотрах и посвящали восторженные публикации.

«Женская сельскохозяйственная коммуна имени Крупской, — говорилось в одной из центральных газет, — является наиболее ярким образцом героической борьбы трудящейся крестьянки под руководством Коммунистической партии за своё раскрепощение».

Однако тайное всё-таки стало явным. По завершении следствия в 1932 году многих насельниц общины отправили в лагеря, а монахиню Анну (Благовещенскую) через некоторое время расстреляли.

Монахиню Анну арестовали 29 апреля 1931 года — в Великую Пятницу.
Монахиню Анну арестовали 29 апреля 1931 года — в Великую Пятницу.

Но самое поразительное, что, несмотря на репрессии, уничтожить общину полностью не удалось. Оставшихся участниц ликвидированной коммуны включили в состав соседнего колхоза, но они продолжали вести совместный монашеский образ жизни и отдельное хозяйство. Колхоз потом упразднили, а община продолжала жить. 

И дожила до начала 1990-х годов, пережив советскую власть.

Тайная монахиня возглавляла государственное медицинское учреждение

Тайная монахиня возглавляла государственное медицинское учреждение

Студентка медицинского ВУЗа Валентина Пузик во время посещения Высоко-Петровского монастыря исповедовалась архимандриту Агафону (в схиме Игнатию). В тот день девушка — это произошло в 1924 году — обрела духовного отца и совершенно точно определила, что ее жизнь будет монашеской. 

В 1928 Валентина приняла постриг, это произошло в тайном ските на Печатников, 3.

Тайная монахиня возглавляла государственное медицинское учреждение
По адресу переулок Печатников под крышей жилого многоквартирного дома располагался тайный скит./Фото: upload.wikimedia.org

Но судьба не уготовила ей отшельнического уединения, более того, предстояло нести послушание в стенах государственного учреждения — ЦНИИТ. 

В условиях сохранения тайны о православном вероисповедании Валентина Пузик (монахиня Игнатия Петровская) работала по специальности — фтизиатром. С 1939 года возглавляла лабораторию патоморфологии в Туберкулезном государственном институте, некоторые сотрудницы данного учреждения были единомышленницами монахини, также несшими послушание. 

Игнатия активно писала и научные, и духовные труды. В 1947 году получила звание профессора. За свою научную карьеру Валентина Пузик написала около 200 медицинских статей, многие из которых причисляются к значимым теоретическим трудам. 

Научно-исследовательскую деятельность она воспринимала как форму монашеского послушания. 

Монастырь в малонаселенной долине Киргизской ССР

Монашеская община в Чуйской долине жила жизнью тихой и размеренной. Скит основали афонские иноки, склонные к отшельничеству — Иоанн (Лаба) и Илларион (Цуриков). В Киргизии монахи оказались после ссылок, здесь они поселились близ города Токмак в горах на пасеке гражданина Ивана Бабенко. 

Несли свое послушание, читали службы, проводили тайное пострижение. Искали уединения, устав от преследований со стороны советской власти. 

В 1937 году иноки новомученики были в последний раз арестованы и приговорены к расстрелу по обвинению в контрреволюционной деятельности.

В 1937 году иноки новомученики были в последний раз арестованы и приговорены к расстрелу по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Существует мнение, что Киргизия во время массовых репрессий православного духовенства 30-х годов оставалась чрезвычайно притягательным местом для монашествующих — здесь они спасались от преследований, проводили службы, вели богоугодную жизнь. В Тянь-Шаньских горах катакомбная монашеская жизнь не прерывалась, сотрудники НКВД обнаруживали совсем небольшую часть скитов.

-----------------------------------------------------------------
компиляция:
* - https://www.krest-most.ru/glavnaya-tema/tajnye-monahi/
* - https://kulturologia.ru/blogs/060318/38089/
* - http://davydovo-hram.ru/hram/o-pravoslavii/
prepodobnomuchenica-anna-rybinskaya-blagovewenskaya-1937/
© content.foto.google.com


23.04.2021




ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss