rss


Как на Руси появилась единая национальная валюта
5 священников, героев Первой мировой войны Прогноз Сороса: до банкротства России осталось 24 дня Экономика России: адаптация, а не реформа Таинства православной церкви: каков их смысл? Профессор Катасонов: «приготовьтесь к ФЕНИКСУ»

О вечном...: - В молитве мы должны понять, чего хочет Бог»

старцы


...старец Паисий Святогорец 


****************


— Геронда, с чего начинается монашество?

— Монашество — это Божественное таинство, потому что все монахи и монахини, которые в монастыре живут, и священники, архиереи — это люди, которых призвал Господь. Господь говорит: Никто не может прийти ко Мне, если на привлечет его Отец, пославший Меня (Ин. 6, 43-44). Много людей, которые хотят стать монахами, но очень немногие из них на самом деле постригаются в монашество. Ко мне приезжает много людей за советом, где и как им постричься в монашество. И когда я выезжаю со Святой Горы исповедовать своих духовных чад в Афины или Салоники, меня тоже спрашивают об этом. И я всегда говорю всем, что они должны начать с Бога, а именно — с молитвы. Потому что в молитве мы должны понять, чего хочет Бог — хочет ли Он, чтобы мы стали монахами или Он хочет, чтобы мы создали семью. Потому что если кто-то становится монахом и не преуспевает в монашеском делании, лучше бы он монахом не становился. С другой стороны, если он женится и не создаст хорошей семьи, лучше было бы, если бы он не женился. В Писании говорится: Много званых, но мало избранных (Лк. 14, 24).

В Афинах я познакомился однажды с тремя сестрами, котоыре хотели стать монахинями. Но в результате в монашество постриглись только две. А третья вышла замуж, и теперь у нее четверо детей. Одна из тех, что стали монахинями, очень просила Бога, чтобы Он послал ей какого-нибудь духовника с Афона. И так получилось, что я приехал в Афины и в воскресенье поехал служить в церковь Воскресения Христова монастыря Симонапетра. Когда я послужил там, меня попросили сказать несколько слов пастве. Я вышел и стал говорить. Эта сестра была в то время в храме. И когда она услышала мою проповедь, пришла в сильное умиление и стала меня искать в Афинах. Она нашла ту квартиру, где я остановился, мы познакомились, и у нас молитвенная связь продолжается до сих пор. Поэтому если человек хочет что-то благое сотворить: стать монахом или найти духовника, то он должен молиться, и Господь по его молитвам обязательно устроит все так, как для этого человека полезно.

— Один старец говорил: «Чернец — черное платье, траур по душе, день и ночь должно плакать». А другой говорил: «Я — веселый монах. Монах должен быть веселым». Каким должен быть монах?

— Слезы и плач — это дар Божий. Но Господь дает этот дар только в том случае, если видит, что он не принесет монаху духовного вреда. Потому что велико искушение для этого человека впасть в гордость, что он такой чистый.

В одном из святоотеческих текстов книги «Евергетин» есть такой рассказ. У одного старца была братия шесть человек, а недалеко от них жил один монах. Он был всегда радостный, веселый, счастливый. И старец, который жил с братией, всегда думал, почему этот сосед не плачет, он разве не понимает, что придет однажды день смерти? Однажды он позвал того старца к себе побеседовать и спросил: «Мы ни разу не видели, что ты плачешь. Всегда шутишь, веселый». Тот отвечает: «Почему я должен плакать и воздыхать?» — «Потому что мы должны будем дать Господу отчет за все наши дела». Старец тогда говорит: «Я с малых лет слышал, как священник читает такой отрывок из Евангелия: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7,1). Я никогда в своей жизни никого не судил и не осуждал. Поэтому и надеюсь, что Господь с меня ничего не спросит». Его душа была чистой, как у Ангела.

Когда я пришел в монастырь, мне было двадцать два года, я ничего не знал о духовной жизни, не знал, что у монаха бывают помыслы. Но постепенно научился духовной жизни. Я очень много молился Господу и Пресвятой Богородице, чтобы Они наставляли меня. И в молитве я постигал такие вещи, которых я не знал и которые без молитвы я не мог узнать. И однажды я испугался, как бы мне не соблазниться этим. И тогда я попросил у Господа, чтобы Он мне не открывал такие вещи. Я просто просил: «Господи дай мне любовь и веру».

Разным людям Господь дает разные дары: одному дает дар слез, другому — дар молитвы, сильной молитвы, умной молитвы, третьему дает покаяние. И если люди будут их правильно взращивать, то они преуспеют, идя по тому пути, по которому их ведет Господь. Поэтому Господь говорит, что не все учителя, не все пророки, не все апостолы; у каждого свой дар, какой даст ему Господь.

— Как научиться не жить по принципу, с горечью сформулированному апостолом Павлом: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю»?

— Я хочу сказать, исходя из своей практической жизни. У нас есть инструмент — чувство нашей совести. Если мы будем просить, Господь всегда даст понять через нашу совесть, благо это или зло. Если мы будем совершать какой-то дурной поступок, то наша совесть будет сразу взывать к нам, и мы поймем, что отклонились от истинного пути.

Когда я не был еще игуменом, у меня было много послушаний, и я впал в грех небрежения. На протяжении одного-двух месяцев я не мог ни одной молитвы произнести, не мог на четках помолиться. И я уже думал, что я не монах, не мирянин, а не понятно, что такое. Однажды, когда я пребывал в таком состоянии, я зашел в свою келью около полудня и сразу повалился на кровать, не помолившись. Когда я отошел ото сна и лежал на кровати, стал смотреть на икону Пресвятой Богородицы, которая висит у меня рядом со шкафом. Я стал говорить: «Богородица, я прошу тебя, пожалуйста, изгони из меня этот дух, который мешает мне молиться. Я прошу тебя, потому что ничего не могу с этим сделать. Помоги мне».

Я лежал на одном боку, и у меня стекла одна слезинка. Сразу, мгновенно я почуствовал тепло. И из меня вышло зло, которое мне мешало. Я встал, взял четки и за один раз сделал четыреста поклонов, вычитал все монашеское правило. И чувствовал, будто я в раю. Я сказал: «Богородица, благодарю тебя». И тогда я уже пошел по нужному пути.

— Сейчас труднее стало спасаться?

— Не труднее, потому что Господь во все времена один и тот же. А нам мешают и приносят много духовного ущерба прежде всего средства массовой информации. Они катастрофический вред наносят миру. Сейчас, к сожалению, в школах и университетах не изучаются основы веры. И даже в Греции многие чиновники воюют против преподавания Закона Божия в школе. Конечно, это невозможно было представить себе в прошлые времена. Поэтому сейчас меньше людей стало постригаться в монашество, ведь люди с малых лет искушаются и увлекаются с правильного пути.

— На что обратить внимание в духовной жизни?

— Во-первых, мы должны быть внимательны к своей жизни, чтобы не уклоняться туда, куда не следует. Во-вторых, мы должны постоянно себе внушать, что ничего из себя особенного не представляем и ничего не достигли, потому что если мы что-то имеем, то это дал нам Господь, и Он так же может и забрать Свои дары. Мы должны со смирением говорить: «Все, что есть у меня — не мое, Божее». Потому что если человек впадет в гордость, то Господь его труды не принимает. Нужно постоянно призывать помощь Божию и просить, чтобы Он помогал. Чем больше мы смиряемся, тем больше Господь нам помогает.

— Что помогает обратиться «внутрь себя»?

— Прежде всего это то, что говорит Господь: Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мк. 7, 6). День и ночь мы должны призывать помощь и благодать Божию, потому что без этого мы ничего не можем сделать сами. Господь говорил: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7) И также: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5) . Только с помощью Божией, Богородицы и наших святых мы можем все совершать. Отец Серафим Саровский не имел телефона, он жил посреди леса, но он постоянно говорил с Богом, и Господь его слышал. Поэтому давайте брать пример с этих святых — и таким образом мы обретем путь в рай.

— Как связаны между собой подвиг послушания и подвиг любви?

— Я многих вещей не знаю глубоко и могу сказать то, что постиг на практике. С молодых лет я находился на послушании у своего старца, игумена, и когда я был в послушании, Господь все устраивал. Все из послушания приходило. А когда я впадал в непослушание, то тогда приходили искушения. Поэтому надо всегда находиться в послушании и стараться быть внимательным.

Был такой период, когда наш игумен, старец, сказал, чтобы на трапезу не подавали рыбу. И я почувствовал что-то против игумена: как это мне рыбу не дают?! И это длилось уже месяц. Я, конечно, ничего не говорил, внешне оказывал послушание. Но однажды отцы разгневались, что давно не было рыбы, и я с ними. После этого мою душу объяла скорбь, печаль. Тогда я помолился Богородице: «Богородица Владычица, если я еще раз так осужу игумена, пусть лучше моя жизнь прекратится, я не хочу жить в этом мире». Так что нужно послушание. И надо очень сильно молиться.

— Что определяет хорошее устроение монастыря?

— Нужно, чтобы жизнь в монастыре была устроена по чину, по правильному чину. Старец Ефрем Катунакский говорил: «Когда кто-то войдет в монастырские врата, он уже по воздуху понимает, есть ли жизнь духовная в монастыре и какую жизнь духовную ведет братия».

Для духовного совершенства монастыря вся братия должна быть собрана, она должна оказывать послушание игумену, потому что послушание приносит смирение. И всегда нужно терпение, потому что терпение приносит любовь, причем, взаимную любовь. Любовь все устраивает. Если у нас нет ее, то мы как кимвал бряцающий.

— Вы совершили большую поездку по православным монастырям России. Какое впечатление осталось у вас от Дивеева?

— Здесь мое духовное состояние, я чувствую, как будто окрылилось. Здесь даже солнце светит как-то по-другому. Я читал о подвигах преподобного Серафима и благодарю Бога, что Он благословил нам посетить Дивеевский монастырь, послужить акафист у мощей и прошу Господа, чтобы он дал нам силу духа просить батюшку Серафима предстательствовать пред Господом за сестер, за нас грешных и за весь мир. Я думаю, что это паломничество останется незабываемым, оно даст нам силу духа, энтузиазм, чтобы с новой силой продолжать подвиги. И мы просим Господа, Богородицу и всех святых, чтобы они укрепляли нас, чтобы мы подвизались как можно больше, насколько это от наших сил зависит.

-------------------------------------
http://www.4udel.nne.ru/
guest/2295/2499


18.12.2017


Seo анализ сайта Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss

^ Вверх