rss


Как на Руси появилась единая национальная валюта
Прогноз Сороса: до банкротства России осталось 24 дня Экономика России: адаптация, а не реформа Таинства православной церкви: каков их смысл? Профессор Катасонов: «приготовьтесь к ФЕНИКСУ» Какие бывают иконы?

События»


Рождество Богородицы

Рождество Богородицы

21 сентября (8 сентября по старому стилю) мы отмечаем праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Это первый двунадесятый праздник богослужебного (церковного) года, который, согласно еще ветхозаветной практике, начинается осенью (1/14 сентября – начало «индикта», церковного новогодия). 



Событие, от которого берет начало праздник, сохранилось лишь в древнем церковном предании. Книги Нового Завета ничего не говорят нам о нем, и, устанавливая сей праздник в IV веке, Церковь руководствовалась лишь апокрифом II века, так называемым «Евангелием от Иакова» (1-5 главы). Согласно этому преданию, Пресвятая Дева Мария родилась в Назарете, что в Галилее, от праведных родителей Иоакима и Анны.

Святой Иоаким происходил из колена Иуды, из рода Давида. Пятьдесят лет прожили они вместе в браке, но не имели детей. Супруги горячо молили Господа, чтобы послал им ребенка, обещая посвятить его Богу. Однажды, когда Иоаким пришел в храм, какой-то книжник упрекнул его: «Не должно тебе приносить дар твой, ибо нет у тебя потомков в Израиле…» (в народе бесплодие считалось знаком гнева Божьего). Иоаким, глубоко переживая, пошел в горы, и там молился. Так же и Анна, услышав, что произошло с ее мужем в храме, неутешительно плакала.

Вдруг она увидела гнездо воробья на ветви лавра. «Увы! – воскликнула Анна. – С чем могу сравнить себя? За что так проклята я пред сыновьями израильскими? Они смеются надо мной и обижают меня, и выгнали из храма Господнего. Увы! С чем могу сравниться? Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты пред Тобой, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться с морем, ибо оно наполнено рыбами, ни с землей, ибо она приносит плоды в свое время и благословляет Господа…»

И тогда явился в саду ангел Господень: «Анна, Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и породишь, и будет прославлен на весь мир род твой». Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешно пошел домой, обещая принести благодарственную жертву: «десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов». «Анна была возле двери дома своего, – читаем в апокрифе, – и увидела Иоакима, шедшего со своими стадами, и побежала, и упала на шею ему, изрекая: «Теперь я знаю, что Господь Бог благословил меня». А через девять месяцев у престарелых родителей родилась дочь. Ее назвали Мариею...

Церковь не приняла «Евангелие Иакова» как совершенно достоверный и канонический источник. Тем не менее предание, записанное в нем, пользовалось авторитетом и любовью у народа.

Согласно науке о богослужении, литургике, праздник в честь Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью очень давно. Указание на него есть уже в V веке, и считается, что начали его праздновать еще в IV веке. Упоминается данный праздник в произведениях святого Иоанна Златоуста, святых Прокла, Епифания и Августина. В честь праздника составлено множество песнопений, которые и теперь звучат во время богослужений. Так с давних времен, как и сказано в Евангелии от Луки, «блаженной (счастливой) почитают Ее все роды» (От Луки, 1глава, 48 стих), и прославляют Пречистое Рождество Девы Марии Богоневесты.

Накануне праздника Рождества Богородицы в православных храмах служиться всенощная с чтением паремий и литией. Паремия – на греческом «чтение, притча», – чтение отрывков Святого Писания, символизирующих праздничное событие, в данном случае Рождество Девы Марии. Лития – на греческом языке «общая молитва» – совершается в западной части храма, возле входной западной двери. Эта молитва в старые времена творилась церковью в притворе храма с той целью, чтобы дать возможность оглашенным (тем, кто только готовился к святому крещению) и кающимся (кто искупал свои грехи, не имея права молиться вместе с верными в Святом, а только в притворе храма), принять участие в общей молитве по случаю большого праздника.

На всенощной Рождества Богородицы читается три паремии – три библейских текста, в которых мы видим символы, являющиеся прообразами Девы Марии. Первой читается паремия, в которой Богородица сравнивается с лестницей в Небо:

«Иаков же вышел (речь о патриархе Иакове, сыне Исаака, внуке Авраама. – Авт. ) из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.

И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.

Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Бытие, 28.10-17).

Как видим, здесь прообразом Богородицы выступает «лестница в Небо» – мост, соединяющий землю (все человечество) с Богом. Действительно, именно Приснодева Мария стала Тою «Лествицею», Которая соединила человеческую природу с Божеством, от Которой чрез Духа Святого воплотился Бог Слово, истинный богочеловек – Господь наш Иисус Христос. Именно Богородица стала Матерью Спаса нашего. И недаром праздник Ее Рождества называется христианами праздником «начала нашего спасения».

Но лестница в Небо – это также и символ церкви Божией. Именно Церковь является той лестницей самоотречения, по которой поднимаемся мы ступенями совершенствования в царство Небесное, царство Божье. Дух Богородицы живет в общинах верных. Богородица всегда присутствует в церкви Христовой, и разделять эти понятия – Церковь и Богородицу – означает не понимать величественной программы Божьего Спасения. Ведь Церковь в духовном плане и есть той Богородицей, которая рождает «Дитя мужеского пола» – веру смиренную, действующую любовью. Церковь и есть той Приснодевой, которая не оплодотворяется ничем светским, никаким духом корыстолюбия или насилия, но только Духом Святым, и потому является Невестой Неневестною. Церковь и есть той Неопалимой Купиной, которая как терновый куст, колется, не допуская к себе ничего нечистого, в которой горит огонь слова Божьего, священный огонь воли Его, и не сгорает куст... Ведь для народа веры этот Огонь является огнем согревающим в холоде окружающего безверия, огнем освещающим путь во тьме незнания Бога, огнем защищающим, ибо сжигает он, поедает все нечистое, что стремится коснуться церкви Божией.

И, наконец, Церковь является носителем той самоотреченной, возвышенной жизни, пример которой явила нам Пресвятая Богородица. Ведь само имя Ее – Мария – означает «возвышенная»...

Тропарь (основная песня) праздника: «Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

(«Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную».)

------------------------------------------------
http://vedmedenko.org/
statti.php?num=196



20.09.2012 | admin

Вернуться назад


Seo анализ сайта Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss

^ Вверх