Внимание! Сайт использует cookie-файлы. Продолжая работать с сайтом, вы соглашаетесь на условия работы с cookie.
rss

Сретенский сон с широко открытыми глазами Платон — философ, едва избежавший участи раба Истина или точка зрения? Who is mister Reagan? Чем темнее храм, тем больше в нем света


Статьи, видео - Босфор – дело тонкое...»

Босфор – дело тонкое:
зачем турки закрыли пролив для российских судов

------------------------------------------------------------------------------------------

Мировые СМИ взволнованы: в Интернете появилось видеозапись столпотворения судов на проходе через проливы Босфор и Дарданеллы.


Чуть позже, опираясь на показания очевидцев, распространилась информация о том, что Турция негласно закрыла для российских судов переход из Черного моря в Мраморное и Эгейское.

Босфор

Корреспондент Федерального агентства новостей поговорил с экспертами о том, как понимать такое поведение Турции, и что делать России в случае закрытия прохода.

*************************

Подозрительные учения

Турецкая сторона, разумеется, дала официальные комментарии почти сразу: мол, ведем антитеррористические учения, отслеживаем нежелательных мигрантов. Верить или нет туркам – личное дело каждого, но если ли у них юридические основания для такого поведения?

Прохождение судов через Босфор регулируется Конвенцией Монтрё: документ был принят в далеком 1936 году и все еще действует. Согласно ему, суда имеют право на проход через Босфор без препятствий круглые сутки. Ограничение на проход устанавливаются только тогда, когда страна оказывается в состоянии войны. Тогда она отказывает судам своего противника в хождении по проливу, ограничивая пути кораблей из других государств темным временем суток и указанным фарватером.

Эту правовую истину подтвержает корреспонденту ФАН и экс-адмирал ВМФ РФ, с февраля 1996 до июля 1998 командующий Черноморским флотом Виктор Кравченко.

«Конвенция Монтрё обязательна для всех стран. Для того, чтобы все функционировало, ООН контролирует порядок исполнения этой Конвенции. Односторонние действия возможны только при случае ведения войны, которой, как известно, нет, или при форс-мажорных обстоятельствах. Например, в Босфоре случилась какая-то техногенная катастрофа, и судам там ходить небезопасно», – говорит он.

Понятно, что в нынешней ситуации турки действительно не с кем не воюют, а натянутые отношения с Россией не являются поводом перекрывать пролив. Теоретически Турция может нажаловаться на нас в ООН и выдать суда России за потенциальную угрозу миру, но в такой вариант верится с трудом.

Воздушный путь обхода

При самых неблагоприятных раскладах страдал бы «сирийский экспресс» – десантные корабли, поставляющие вооружение и боеприпасы в Сирию. Что на фоне недавно сбитого истребителя Су-24 и заинтересованности турков в дешевой нефти ИГИЛ (арабское название — ДАИШ, деятельности террористической организации запрещена в РФ) выглядит как негласное противостояние и эскалация конфликта.

«На всякий случай, мы воюем с турками с XVI века, и успех всегда на стороне России. Сегодня Путин, выступая в Париже, четко расставил все акценты: появится еще один инцидент в российско-турецких отношениях – и его поднимут на высоту, примут все меры. Никто не закроет проход в Черное море, это однозначно», – уверен экс-адмирал ВМФ, командующий Тихоокеанским флотом Игорь Хмельнов.

Свой вариант обхода запрета предлагает и сопредседатель Союза ветеранов боевых служб ВМФ Виктор Блытов. По его мнению, у нас есть и другой путь, воздушный – через Каспийское море, Иран и Ирак, благодаря тем же «Русланам».

При этом он не сторонник устраивать панику и поднимать много шума из ничего.

«Это нормальное явление, что корабли, проходя Босфор, стоят. Так было всегда. Военные корабли, в принципе, пропускают, а гражданские – в зависимости от загруженности пролива и погоды. Турки имеют право задерживать. Я смотрел документы по проходу Босфора: корабли там отстаиваются и получают разрешение на проход», – комментирует эксперт.

По его словам, если турки вздумают официально запретить проход для российских судов, то обязаны будут сообщить российской стороне. А пока поднимать панику бессмысленно.

 Флаги других государств

Блытов отмечает, что в случае запрета российские военные суда будут отсечены от пролива, а гражданские – нет. Лазейку всегда можно найти. Все вспомогательные суда ВМФ просто перейдут под флаги других государств.

«Можно официально оформить их принадлежность к какой-то стране, как у части рыболовецких судов. Тогда они получат документы от этой страны, станут на учет в национальном регистре», – говорит он.

Турецкие власти отвечают за безопасность прохода и регулируют потоки кораблей. Иногда пролив перекрывают: когда много кораблей прошло Дарданеллы и подходят к Босфору, то сначала всех выпускают, а потом пускают в обратную сторону.

«Если туман или действительно проводятся учения, то суда не пускают, потому что очень узко, особенно в районе мостов. Пересекает пролив с одного берега на другой масса корабликов, всякие трамвайчики и рыбацкие суденышки», – вспоминает собеседник.

Остается добавить, что пролив Босфор в паре с Дарданеллами соединяет Черное и Средиземное море. На обеих сторонах пролива расположен крупный турецкий город Стамбул. К чему приведет очередная странная мера со стороны турок, которую многие рассматривают лишь в связке с последними событиями, узнаем в ближайшее время. Равно как и то, окажутся ли правы те эксперты, которые считают, что ничего странного здесь нет, и страна действительно проводит учения...

-------------------------------------------------------
Дмитрий Пятов
* - politobzor.net


19.03.2024




ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss