Статьи, видео -
Каким был русский хлеб в средневековье»
Русский крестьянин, особенно в его историческом ареале — Нечерноземье — до ХХ века всегда испытывал нужду. Его стол — лучшее тому доказательство. Основой питания крестьян был ржаной хлеб. Из-за недостатка времени у женщин, его пекли раз в неделю. Хлеб часто был низкого качества — сырой или, наоборот, перепечённый, что приводило к желудочным болезням. Муки на прокорм семьи часто не хватало, и тогда пекли эрзац-хлеб — с сосновой корой или лебедой. Кроме хлеба, ассортимент стола был невысок: листовая капуста, репа, рыба и грибы.

Одним из главных ограничителей благосостояния русских крестьян был короткий тёплый сезон. За 130-140 дней в году крестьянин должен был успеть подготовить почву к посеву зерна, провести сенокос, убрать урожай. При наличии 1-2 работников в семье качественно обработать пашню можно было на площади всего 2,5 га, некачественно — на 3,5 га. Впрочем, и с той, и с другой площади собирали урожай всего сам-3-4, обычно это было около 60-70 пудов ржи, ячменя и овса. Из расчёта 12 пудов зерна на человека, урожая как раз еле-еле хватало на среднюю семью того времени в 6 человек. Овсом приходилось подкармливать лошадь в период трудных полевых работ.
Недостаток времени позволял заготовить сена только на одну лошадь, одну корову и несколько овец. Малое число домашних животных приводило к дефициту навоза — основному удобрению того времени. Мало навоза — низкий урожай. Этот «заколдованный круг» большинству русских крестьян не удавалось разорвать до начала ХХ века.
Всё это отражалось на рационе русских крестьян: в целом они питались однообразно и часто — некачественно. Хлеб, серая (листовая капуста), репа, грибы и рыба. На них приходилось 80-90% рациона. В свою очередь на ржаной хлеб — до 60% калорий. Но и этот хлеб был далёк по качеству и вкусу от того, каким мы знаем ржаной хлеб сегодня. О том, каким был русский хлеб в средние века, пишет историк Леонид Милов в книге «Великорусский пахарь» (пожалуй, лучшее экономико-историческое исследование средневекового крестьянства в России).
Технология замеса и выпечки хлеба
Культура выпечки ржаного хлеба складывалась веками, и к XVIII столетию она в идеальном виде представляла собой следующее. Хлеб в русской печи пекли отнюдь не каждый день, а лишь раз в неделю, ибо у крестьянки не было иной возможности. К тому же считалось, что свежевыпеченный хлеб «тяжёл» и вреден для желудка. От каждой выпечки обычно оставлялся ком теста — так называемый «заквас». Этот заквас хранился густо обвалянным в муке в тёмном месте. Срок хранения — до двух недель. Заквас замешивается из ржаной муки на воде. Для быстрого закисания иногда подбавляли квасной гущи. Вместо закваса для опарных хлебов брали пивные дрожжи, замешивали их мукой и квасили в тёплом месте.
Итак, заквас кладут в квашню, где засыпана уже мука и приготовлена посредине ямка: для кома закваса. Потом на заквас льют горячую воду столь высокой температуры, чтоб «терпела рука». Тесто тщательно растирают, используя лишь треть находящейся в квашне муки. Получив «несколько крутое тесто», его сгребают в середину и накрывают толстым холстом, засыпают сверху мукой и накрывают крышкой. В зимнее время дополнительно накрывают шубой и ставят квашню возле печи. Все эти операции крестьянка делает с вечера, оставляя накрытую квашню до утра.

Утром идет замес собственно теста: сгребают прочь муку, снимают холстину и льют опять-таки горячую воду («чтоб терпела рука») в середину закваса. Тщательно размешивают, не оставляя комков и комочков. Потом «намесивают» остальную муку, отложив лишь часть муки для обваливания самих хлебов. При этом следят, чтобы не пережидить раствор и не загустить его излишней мукой. Затем тесто накрывают скатертью (зимой её сначала нагревают) и сверху чем-нибудь теплым и оставляют на полтора часа.
Готовое тесто проверяют, хорошо ли оно взошло (опускают кулак в тесто до дна и быстро вынимают: тесто должно само собой «заровняться»). Далее, когда протапливается печь, валяют из теста хлебы и покрывают их сукном. Чтобы не испортить форму хлебов, кладут между хлебами поленца. Часть теста оставляют на будущий «заквас».
Потом из жарко натопленной печи выгребают угли, оставляя небольшую кучку у устья печи, выметают под печи дочиста и закрывают ненадолго заслонкой, «чтоб поуходился» жар, и ставят хлебы в печь (крупные хлебы к самому заду и по боковым стенам, а мелкие — в середину). Пекутся хлебы: около трех часов — ситные, около четырех часов — решётные (ситные хлебы — из муки, провеянной через сито, а решётные — через решето). Когда хлеб испечён — проверяют каждую штуку, постучав пальцем в нижнюю корку: хлеб должен «звонить». Вынув хлебы, необходимо ставить их ребром, «штоб отошли и отмякли остывая». Не рекомендовалось ставить готовые горячие хлебы в «спертое место». Остывший хлеб хранился, как правило, в прохладном месте (например, в специальной кадке погреба, чтобы не плесневел).
Отклонения от нормы
Конечно, от этого идеального процесса хлебопечения в жизни часто были различного рода отклонения. Например, если крестьянка сделает «заквас» слишком холодным, то в итоге хлеб получается комками. Наоборот, если «заквас» слишком горяч, то хлеб выходит слишком жёстким, твердым. Когда у нерасторопной хозяйки перекиснет тесто, хлеб получается щелистым, форма его расплывается (в желудке от него резкие боли). Если крестьянка истопит печь слишком жарко — хлеб сверху перегорит, а внутри останется непропечённым, «грубым». Наоборот, в слабо истопленной печи — хлеб не печётся, а лишь сохнет, «теряет силу», а внутри становится клейким. Когда хозяйка впопыхах, едва замесив тесто, быстро валяет хлебы и сует их в печь («чтоб поскорее отделаться»), то корка хлеба вздувается кверху, а мякиш его становится крепким и пресным (в желудке он лежит, «как свинец»).
В реальной жизни нередко бывали случаи, когда капризы природы в лице непогодных, ненастных дней в период жатвы приводили к тому, что зерно прорастало, портилось либо, наоборот, не дозревало. Мука в итоге из него получалась клейкая и «солоделая», а тесто «расплывается, плохо всходит». Поэтому хлеб не выпекается и по сути просто вреден для здоровья.
Чтобы не отравиться таким хлебом и не нажить серьёзных болезней, народный опыт выработал целую систему способов обезвреживания муки из такого зерна. Зерно такого сорта кроме овинной сушки в снопах надо ещё раз тщательно сушить в печах небольшими партиями. Муку из этого зерна не набивают плотно в кадки колотушками, как это делают с обычной мукой, а хранят её «порохово», то есть во взбитом, рыхлом, пушистом виде. Перед замесом квашни муку снова сушат в печи. При замесе меньше, чем обычно, льют горячей воды. И побольше добавляют квасной гущи или просто больше берут старой закваски (то есть кислого теста). Больше обычного кладут и соли: на четверик муки (ок. 13 кг) — по 4 горсти соли. Замес должен сильнее закиснуть, поэтому его укутывают теплее обычного. Во взошедшее тесто добавляют больше обычного муки, делая очень крутое тесто, и при вымешивании его «не жалеют рук».

И снова оставляют тесто, дабы оно хорошенько поднялось. Хлебы формуют небольшой величины и «тонковатые». Главное же — из такой муки пекут очень небольшое количество хлебов, так как они очень быстро плесневеют. Иногда в воду для замеса добавляют чистой просеянной золы (опускают в воду мешочек с золой).
Грязный и вредный хлеб
Хлеб из проросшей или зеленоватой ржи — не единственный хлеб, вредный для здоровья. Нередко зерно ржи невозможно одним веянием отделить от спорыньи. Мука со спорыньей бывает синеватая, тёмная, «дурно» пахнет. Тесто из неё также расплывается, а хлеб разваливается. Но на Руси, видимо, из-за острой нехватки времени, спорынью оставляли в муке, то есть её «из ржаных зерен не выкидывают, мелют вместе». В южных районах России при помоле пшеницы также оставляют и головню, что тоже далеко не безвредно.
Наконец, в зерно южных степных районов часто и много попадало просто черноземной пыли. «В степных местах, — пишет Друковцев, — где земля чёрная, белой муки нет, для того что чорная пыль, облипнув круг зерна, вместе в молотье приходит. От того вкус в печеном тесте дурен и горек бывает». К тому же тока, на которых молотили хлеб, были большей частью земляные, и здесь зерно дополнительно покрывалось плотным, прочным слоем черной пыли, которую не всегда можно было даже отмыть. Таким образом, и от этого пшеничная мука крестьян часто была темноватого цвета, и всё это попадало в хлеб.
Добровольные фальсификации: «голодный хлеб»
В голодные годы в крестьянстве широко употреблялись разного рода фальсификации хлеба в виде самых различных, а порою даже страшных, на наш взгляд, добавок к ржаной муке. Среди наиболее доброкачественных, так сказать, безобидных для здоровья добавок была трава-сорняк лебеда. Использование её известно по разным источникам. А.Т.Болотов, в частности, указывал, что в Тульской губ. в голодные годы «семянами оной целые уезды прокормились». Он же сообщал, что в Нижегородской губ. при неурожаях хлеба многим (крестьянам) «заменяют недостаток онаго (то есть хлеба) семена травы лебеды». В литературе XVIII в. лебеда обрела печальную славу «второго хлеба». Из семян лебеды делали муку и «мешая оную с некоторым количеством муки, пекут хлебы».
В жестокие голодные годы в ряде районов России не бывало и лебеды. Например, в Архангельской губернии, когда не хватало муки, толкли сосновую кору, траву вахку. В соседней Олонецкой губ. дефицит хлеба был практически постоянным: «Чистой хлеб во всех, окромя Каргопольского уезда, употребляют поселяне, исключая богатых, — по март и апрель месяц. А с того времени до нового хлеба (то есть полгода) мешают с ржаною и ячменною мукою сосновую кору, в муку истолченную, которую снявши с дерева, сушат летом на солнце и, очистя верхний черный слой, толкут и месят тесто, прибавя несколько ржаной и ячменной муки».
Так же как и в Архангельской губ., здесь «во многих погостах Повенецкой округи пекут весною лепешки из корня травы, называемой вехки, которую мешают с хлебной мукою. Трава сия родится на берегах больших ручьев и вырастает в вышину до трех четвертей аршина (ок. 54 см). Листье имеет похожее на берёзовые. По наступлении весны поселяне вырывают её корень, сушат оной и толкут в муку. Вкус сих лепешек, хотя и горек, но жители, приобыкнув по нужде к употреблению их в пищи, ядят без отвращения и большого вреда».

Последствия принятия такой пищи, употребляемой в России более или менее регулярно, однозначны: «крестьяне бывают малосильны и к работе неспособны».
В Центральной России были популярны и такие добавления в ржаную муку, как пырейник (корни его надо было мыть, сушить в тени, крошить, сушить вторично в печи, молоть и добавлять в ржаную муку — на три четверика ржи один четверик корней пырейника). Добавляли также и корни репейника (вымыть, скрошить, высушить на солнце, истолочь и добавлять в замес квашни). Иногда добавляли конопляные или льняные жмыхи и т.д.
В конце века начинается активная пропаганда нового весьма добротного «заменителя хлеба» в голодные годы — картофеля. Его рекомендовали класть варёным и очищенным прямо в замес теста, чтобы оно (тесто) стало очень густым. Далее, как обычно, тесто месят и пекут хлебы. Такой хлеб, как знали уже в XVIII веке, «белее обычного ржаного, не скоро черствеет, столь же сытен, к тому же может дать экономию до половины объёма ржаной муки». Но знакомство русского крестьянства с картофелем растянулось на многие и многие десятилетия.
Употребление в пищу настоящего ржаного хлеба — существенный показатель крестьянского благосостояния. Когда современники хотели подчеркнуть это благополучие, они писали: «пища их состоит в чистом ржаном хлебе».
------------------------------------------------------* - http://ttolk.ru/2017/09/11/каким-был-русский-хлеб-в-средневековь/
10.12.2023
Статьи, видео »
- Жемчужина Китая: запретный город
- Что такое каноны и как их правильно читать?
- Фидель Кастро и его Остров свободы
- Откуда берутся обновленцы?
- Густав III: враг кофе, женщин и России
- До Бога не докрикиваются, а домалчиваются
- Почему нам больше не нужны Вселенские Соборы
- Первое кругосветное плавание Магеллана
- Заповеди Господни: Не клевещи
- Иван Тургенев: летописец дворянского быта
- Кто первым воздвиг Крест Господень
- Митрополит против опричнины
- Отличие «я» от «Я есмь»
- Усекновение главы Иоанна Крестителя
- Чёрный день «белой» демократии
- Успение Пресвятой Богородицы
- Преображение Господне
- Королевство свевов
- Последнее слово будет за Богом
- Как можно развенчаться?
- От чего зависит продолжительность нашей жизни
- Исаак Ньютон
- Как часто нужно причащаться?
- Никколо Макиавелли: цель оправдывает средства
- Аборт. Трудные вопросы.
- 16 честных карикатур, заставляющих задуматься
- Какова на вкус Живая вода
- Галилео Галилей VS инквизиция
- «Троица»: споры вокруг иконы Андрея Рублева
- Проповедь о Духе Святом и современном человеке
- Последнее сражение Александра Великого
- День Святой Троицы. Пятидесятница
- Падение Константинополя
- Заповеди Господни: «Не прелюбодействуй»
- Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца
- Отвергнутая царица Евдокия Лопухина
- Античная философия и сила христианства
- Можно ли поворачиваться спиной к алтарю в храме?
- Первая яблоня планеты
- Гениальный шут Жан-Антуан д’Англере по прозвищу Шико
- Богоподобие растет из тишины
- Радоница: день пасхального поминовения усопших
- АНТИПАСХА, ИЛИ ЗАЧЕМ НУЖНА ВТОРАЯ ПАСХА
- Ришельё: самый известный кардинал
- Пасха. Светлое Христово Воскресение
- Как выглядит древний христианский храм в Саудовской Аравии
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- АПОСТОЛЫ: апостол и евангелист Матфей
- Приключения путешественников в России 19-го века
- АПОСТОЛЫ: апостол и евангелист Иоанн Богослов
- Дети и внуки монархов, которые могут взойти на престол
- АПОСТОЛЫ: апостол и евангелист Лука
- Род Борджиа: «гении зла»
- АПОСТОЛЫ: апостол Андрей Первозванный.
- Сколько раз нужно исповедоваться за Великий пост?
- Жизнь и смерть атамана Ермака
- Страшный Суд будет не потом, он происходит уже сейчас
- Безумие смерти: история Смутного времени (часть III)
- Святые, несущие Благую весть
- Безумие смерти: история Смутного времени (часть II)
- Сретение Господне
- Безумие смерти: история Смутного времени (часть I)
- Не поминай имя Господа Бога твоего всуе
- Последний поход команданте
- Ад
- Финикийская цивилизация
- Как говорить с детьми о смерти?
- Смерть Петра I
- В Царство Божие не входят полуфабрикаты
- Варфоломеевская ночь
- Чудесный доктор Николай Пирогов
- Разные календари, «старый» и «новый» стиль: в чем разница?
- Все несчастья и бедствия происходят по воле Божьей
- Генрих IV: император, бросивший вызов папе римскому
- Зачем и как поститься ребенку (ч.3)
- Если бы Людовик XVI остался королём
- Зачем и как поститься ребенку (ч.2)
- Храм Христа Спасителя: история возведения
- Введение во храм Пресвятой Богородицы
- Монарх в Средневековой Европе
- Зачем и как поститься ребенку (ч.1)
- Слово к гонителям веры
- Кокуйский патриарх
- С чего начинается беснование
- Роковая женщина Римской империи
- Как правильно помогать ближнему?
- Антонио Сальери
- В чем опасность длинной исповеди?
- Томирис: воительница Древнего мира
- Как научиться молиться
- Нерон: актер на троне
- Почему обряд и таинство не одно и то же
- Луций Корнелий Сулла: диктатор, сгнивший заживо
- Покров Пресвятой Богородицы
- Мегазасуха, которой континент не знал 500 лет
- Заповеди блаженства: то, что мы не поняли
- После смерти Александра Македонского
- Семь лет войны из-за обиды
- Картинки со смыслом
- Рождество Богородицы
- Почему священники носят бороду?
- Ироды и предтечи антихриста XXI века
- Какой мы запомним Елизавету II: редкие и трогательные фото британской королевы
- Как правильно бороться с гордыней
- Цифровизация и трансгуманизм как новая религия
- Какие религии запрещают делать татуировки
- Успение Пресвятой Богородицы
- 10 казней египетских
- О некоторых очевидностях семейной жизни
- Преображение Господне
- Карл V в погоне за христианской мечтой
- Святой Пантелеимон Целитель
- Женщины викторианской эпохи
- Как будет наноситься печать антихриста
- «Красный угол» в доме: традиция и история
- 11 советов царя Соломона
- Женщины в Древней Спарте: брак, религия и свобода
- Когда участь собаки лучше, чем человека
- Гастрономические новинки Средневековья
- Феодосий Великий: война с язычеством
- Рождество Иоанна Крестителя и личная пустыня каждого из нас
- РОСКОШЬ: история и теория сверхпотребления
- Для тех, кто считает, что им нечего сказать на исповеди
- 9 европейских принцесс, ставших русскими царицами
- Адопись: иконы, в которых прячется дьявол
- Настольные игры древнего мира
- Самые красивые островные монастыри России
- Как говорить правду, чтобы не обидеть
- Долина Смерти в США - одно из самых страшных на Земле
- Диалог священника и мусульманки.Часть 4
- 6 самых страшных наводнений в истории
- Диалог священника и мусульманки.Часть 3
- Отговори меня
- «Карта Ада» Боттичелли
- Кадеш: величайшая битва бронзового века
- Диалог священника и мусульманки.Часть 2
- Чайковский
- Диалог священника и мусульманки.Часть 1
- 5 заблуждений о Средних веках, в которые верят
- Как победить осуждение
- Какой была социальная реклама в СССР
- Как сокровища московского Кремля спасали от большевиков
- Иоанн Лествичник: как обрести веру, надежду и любовь в сердце?
- Как умирают цивилизации
- Благовещение: праздник, с которого все началось
- За Великой Стеной: Православие в Китае
- Крестительница Грузии
- Воины Старца Горы
- Святой Паисий Святогорец: скорби помогают душе смиряться
- Пушистое сокровище: откуда на Руси взялись кошки и почему их так полюбили