Статьи, видео - Конец перезагрузки...»
США объявили о своём одностороннем выходе из процесса перезагрузки отношений с Россией, что, по мнению аналитиков, будет иметь огромное значение для формирования новой глобальной военно-политической ситуации.
**************
Ливийский урок не впрок?
Будущий посол США в РФ Майкл Макфол при утверждении его кандидатуры в сенате Соединённых Штатов заявил: Америка не намерена давать каких-то письменных юридически обязывающих гарантий того, что создаваемая ею система ПРО не направлена на уничтожение российских стратегических ракет. Чиновник подчеркнул, что, как сказал президент Обама, перезагрузка — лишь средство для «продвижения американских национальных интересов».
Между тем Москва настаивает именно на юридических обязательствах при выработке соглашения по противоракетной обороне. В Кремле хотят получить документ, обязывающий США не использовать ПРО против России.
Объявленная в сенате видным дипломатом позиция США означает, как полагают аналитики, ликвидацию процесса выработки взаимоприемлемых договорённостей по ПРО. Она ставит под удар и недавно подписанный Договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ), который аналитики справедливо называли краеугольным камнем перезагрузки. Ведь Россия предупредила, что она может выйти из СНВ, если события будут развиваться в направлении, угрожающем её безопасности. Сейчас налицо именно такой случай. И хотя в Москве пока не сделали никаких новых заявлений о возможной денонсации СНВ, ситуация, как полагают наблюдатели, развивается (по американской инициативе) именно в таком направлении. Что означает конец перезагрузки.
Обозреватели находят подтверждение тому и в позиции госсекретаря США, которая объявила, что не будет работать в правительстве президента Обамы после выборов 2012 года. Госпожу Клинтон считают одним из главных авторов и ведущим исполнителем перезагрузки. Сегодня она заявляет о своём предстоящем уходе из президентской команды, что однозначно подтверждает, по мнению аналитиков, уже наступившую (или близкую) смерть процесса обновления отношений с Россией.
Естественно, такого рода демарши на дипломатическом поле ставят принципиальной важности вопрос: что дальше? Военные обозреватели сходятся на том, что мир сдвигается к рубежу новой американо-российской конфронтации. Причём речь идёт не только о создании новых систем оружия, но прежде всего — об изменении глобальной геополитической картины.
Специалистам совершенно ясно, что Россия будет и дальше укреплять свои позиции в Азии. Там Москва вместе с Пекином и другими своими союзниками создаст, очевидно, мощнейший военно-политический кулак, который сможет отразить любые новые происки США и их партнёров по НАТО. В свою очередь Соединённые Штаты постараются занять выгодные позиции в Африке и на Большом Ближнем Востоке. Это позволит им укрепить своё военно-стратегическое положение и получить доступ к новым сырьевым ресурсам, без которых у Америки нет шансов выиграть какую-либо войну — горячую, холодную, «битву по доверенности», которую они пытались реализовать во Вьетнаме, а сейчас ведут в Ливии.
Наблюдатели считают Ливию ключевым фактором американской глобальной стратегии будущего. Эта маленькая страна не только оказывает огромное влияние на весь комплекс ближневосточных перемен. Она способна дестабилизировать множество африканских государств, и прежде всего — Нигер, Мали, Чад, Буркина-Фасо, Алжир, Мавританию, Центрально-Африканскую Республику, Демократическую Республику Конго и Судан (ныне разделившийся на две страны). Такая перспектива непосредственно угрожает американским интересам.
Войну за собственно ливийскую нефть в Вашингтоне никогда не рассматривали как первоочередную задачу. «Чёрное золото» Ливии в основном поступало в Европу, прежде всего — в Италию и во Францию. Им США и предоставили сомнительную честь получить своё энергетическое благополучие силой оружия.
Америка же заинтересована в нефтяных полях Южного Судана и Чада. А также в надёжной транспортировке добываемой там нефти по стратегическим трубопроводам в камерунский порт Криби (на Атлантическом побережье Африки) и далее танкерами в США, а также в кенийский порт Момбаса на берегу Индийского океана. Строительство гигантских трансафриканских трубопроводов нефтяные обозреватели громко именуют «проектом века». И подчёркивают: есть тут одна закавыка — на пути «большой американской трубы» бушует война. Чтобы «зачистить» территорию будущей эпохальной стройки, Обама посылает в Уганду военный контингент. Похоже, ему не пошёл впрок ливийский урок — там ракетно-бомбовыми ударами силы НАТО уже больше семи месяцев пытаются (при огромной американской поддержке) уничтожить маленькую гордую страну. Не могут помочь натовцам ни наёмники-головорезы, ни прекрасно обученный и вооружённый иностранный спецназ — множатся жертвы среди мирного населения, и только. Военной победы Запада в Ливии нет как нет.
Полковник и «большая труба»
Сейчас Вашингтон упирает на то, что в Уганду направлена небольшая группа американских военных, вооруженных только лёгким оружием. В связи с этим обозреватели вспоминают одного из бывших вице-президентов США — Спиро Агню, который в своих мемуарах описывал подобную ситуацию. Он обратился к примеру некоей развивающейся страны, в которой силу набирали радикальные элементы. Во время волнений они сожгли американский флаг, напоминая о прошлых прегрешениях Соединённых Штатов. В Вашингтоне немедленно решили послать в беспокойное государство десяток морских пехотинцев для защиты американского государственного символа. Это подлило масла в огонь противостояния, раздуваемый местными радикалами. Морпехи доложили, что они находятся в опасности. Для их защиты была направлена армейская группа с одним тяжёлым пулемётом. В результате американцы выкосили значительное число местных крикунов. Но это лишь расширило зону волнений.
Тогда для спасения морпехов и пулемётчиков в волнующуюся страну была переброшена спецбригада с тяжёлой боевой техникой. Вскоре для её защиты пришлось использовать военно-морские силы и бомбардировочную авиацию США. Мир заговорил о полномасштабном вторжении, начал обсуждать проблему Совбез ООН, в разных странах прокатились антиамериканские демонстрации. Так полыхнула полномасштабная война.
Агню писал обо всём этом не без сарказма.
Сегодняшние аналитики рассуждают о «миссии в Уганду» весьма серьёзно. И напоминают предшествовавшие ей события. В июле нынешнего года США разделили Судан на две страны. Очень богатая нефтью его южная часть спешно была признана самостоятельным государством, которое немедленно заявило о готовности разместить на своей территории крупнейшую в Африке военную базу США. Похоже, американцы начали обосновываться в этом регионе всерьёз и надолго, чтобы избежать конфуза образца 1992 года — тогда их морпехи вынуждены были спешно эвакуироваться из пылающего Сомали под ударами местных повстанцев.
Нынешняя затея, связанная со строительством «большой трубы», решается намного серьёзнее. И ставки покрупнее. В Сомали США якобы «боролись с русскими происками». Их стратеги сочли, что батарея советских ракет, размещённая в этом районе, сможет заблокировать движение нефтетанкеров с Ближнего Востока в Европу и США. Сейчас «большая труба» позволяет гарантировать обоснованность ввода любого количества американских войск для охраны этой трансафриканской стройки и последующей эксплуатации системы гигантских трубопроводов. Заманчивая перспектива! Не говоря уж о дивидендах от продажи африканской нефти, добытой при использовании практически даровой местной рабочей силы.
Итак, небольшая группа военнослужащих США будет охранять замочную скважину, которая откроет Америке абсолютное господство на Чёрном континенте, что принципиально важно в свете предстоящего неизбежного обострения глобальной военно-политической ситуации.
Но вот Ливия… Упрямый полковник Каддафи может спутать все карты. Его войска по-прежнему удерживают окружённый Сирт. Авиация НАТО уже фактически стёрла этот стотысячный город с лица земли. Жители страдают от нехватки воды. В больницах практически нет медикаментов и перевязочных средств. Ранеными заполнены не только госпитальные палаты, но и общественные здания. Врачи работают сутками без отдыха, стараясь хоть как-то облегчить страдания пациентов. Отряды мятежников уже неоднократно заявляли о взятии Сирта. Но каждый раз оказывалось, что это ложь — атакующие откатывались от города. Несколько раз сообщалось, что жители покинули город. Однако журналисты смогли насчитать лишь несколько сотен беженцев, не больше тысячи. Сирт держится. И за этим следит вся Африка. Там понимают, что Сирт — это символ свободной Ливии. А свободная Ливия — символ поражения новых крестоносцев, намеревающихся вернуть всю Африку во времена колониализма.
Противоречивые данные приходят из другого города — Бени-Валида. В начале ХХ века его так и не смогли взять итальянцы. Сейчас победные реляции «командиров боевых отрядов нового правительства» о взятии этого стратегически важного пункта чередуются с осторожными сообщениями: «Войска, верные Каддафи, покинули Бени-Валид». А потом вдруг поступают сообщения о новых боях.
В поверженной столице страны — Триполи откуда-то снова появились «вооруженные сторонники Каддафи», навязавшие бои «вроде бы победителям». А ведь сообщалось, что хорошо подготовленный спецназ из Катара всё там зачистил. Недоумение порождают и демонстрации жителей Триполи против новой власти. Похоже, «победители» грызутся между собой. А чтобы отвлечь внимание от этого становящегося всё более очевидным факта, они широко рекламируют «полный снос дворца Каддафи», уже уничтоженного авиацией НАТО.
Неясная ситуация в городе Себха на юго-востоке Ливии. По одним сведениям, его захватили войска Переходного национального совета, пришедшие из Триполи. По другим, — это воинство было отброшено, и бои продолжаются. В Себхе немало представителей самого лояльного полковнику племени каддафа, и, похоже, они не намерены уступать.
На западе, в районе города Гадамес, на стыке границ Ливии, Алжира и Туниса, тоже идут бои. По некоторым данным, каддафисты наступают.
Некоторые наблюдатели полагают, что продолжающееся сопротивление сил Каддафи очень осложняет общеафриканские планы США, а значит и перспективы Америки на обретение ею глобальной гегемонии. Возможно, Вашингтон поторопился, сбросив со счетов перезагрузку отношений с Россией: Москва ещё может сказать своё веское слово. Оно будет слышно на весь мир и скорее всего не понравится американцам.
Через прорезь прицела
Пока мы говорили о сомнительных (мягко говоря) акциях команды Барака Обамы. Но есть в Америке люди, готовые выгнать нынешнего президента из Белого дома. Они популярны и могущественны. Один из них — губернатор Техаса, вероятный участник президентской гонки от республиканцев Рик Перри. Он прямо называет перезагрузку «пощечиной нашим союзникам». Причем техасец имеет в виду прежде всего американскую клиентелу в Восточной Европе.
Другой вероятный кандидат республиканцев — экс-губернатор Митт Ромни считает Договор СНВ «самой большой ошибкой во внешней политике США». Он обещает в случае его избрания президентом Соединённых Штатов переоценить Договор СНВ с точки зрения его соответствия национальным интересам, поддержать проект «Набукко», который отключит Россию от центральноазиатской и азербайджанской нефти, ограничить российское влияние в Центральной Азии, усилив там американское военное и экономическое присутствие. И, наконец, главное — господин Ромни намерен активно бороться за «построение в России демократии» (внимание: воздушная тревога!).
Демократы, поддерживающие Барака Обаму, стараются быть не менее жесткими, чем их оппоненты-республиканцы. Стоило главе африканского командования США генералу Картеру Хэму заявить в начале октября, что НАТО уйдет из Ливии в течение недели, как из Пентагона последовал суровый окрик: НАТО будет бомбить Ливию до тех пор, пока там не прекратятся бои.
Если раньше Обама обещал вывести войска из Афганистана к 2014 году, то сейчас командующий международными силами в этой стране американский генерал Джон Ален заявляет: «Военнослужащие США останутся в Афганистане и после 2014 года».
Очевидно, что дипломатический залп по процессу перезагрузки, ливийский кошмар, отправка военного контингента в Уганду, отсрочка вывода войск из Афганистана, активизация американских войск в Ираке – всё это звенья одной цепи. На мир сегодня из Вашингтона смотрят через прорезь прицела и демократы, и республиканцы. Они не оставляют нам выбора: Россия должна обеспечить свою защиту любыми средствами. Иначе у нас будет разыгран тот самый сценарий, который реализуется сегодня от Уганды до Пакистана, — сценарий силового колониального «принуждения к повиновению».
--------------------------------
Александр ДРАБКИН. Политический обозреватель «Правды».
Источник - http://gazeta-pravda.ru/content/view/9296/70/