Внимание! Сайт использует cookie-файлы. Продолжая работать с сайтом, вы соглашаетесь на условия работы с cookie.
rss

Сретенский сон с широко открытыми глазами Платон — философ, едва избежавший участи раба Истина или точка зрения? Who is mister Reagan? Чем темнее храм, тем больше в нем света


Статьи, видео - Крымский таран»

Как в 1988 году советские пограничные сторожевики пресекли провокацию двух американских кораблей.
2
Американские военные никогда не отличались особой «политкорректностью». Если была возможность устроить провокацию, они всегда шли на нее. Однако, более тридцати лет назад советские моряки отвадили нарушителей, протаранив сразу два корабля противника.

Радиомолчание в тумане

ерестройка, которая была объявлена в нашей стране в 1986 году, довольно быстро привела к смягчению нравов относительно нашего «потенциального противника», то есть американцев. Прекраснодушие Генерального секретаря ЦК КПСС не знало границ: вскоре с его легкой руки стали резать на куски боевые ракеты, переводить «на иголки» корабли, субмарины, танки и другую военную технику, причем не просто боеспособную, а совершенно новую. Руководство страны вдруг посчитало, что никакой угрозы для СССР со стороны заокеанских «партнеров» уже не существует.

В самих США, правда, не спешили расслабляться. Наоборот, во второй половине 1980-х в Черном море, например, было зафиксировано множество провокационных нарушений территориальных вод СССР кораблями противника. Чаще всего подобные визиты удавалось пресекать на корню: советские сторожевики просто становились по курсу нарушителя «живой стеной», преграждая таким образом путь в наши территориальные воды. Но удавалось это не всегда. И тогда корветы, эсминцы и крейсера ВМФ США не просто барражировали вдоль наших берегов, но и совершали боевые развороты, готовили к стрельбе установки с ракетами и глубинными бомбами. Словом, куражились, как могли, будто давая понять, кто здесь настоящий хозяин.

До поры, до времени это сходило им с рук – ведь у нас набирала обороты разрядка. А военно-морское начальство, получив от руководства страны соответствующие благостные наказы, не решалось нарушить приказ и вступить в открытую конфронтацию с провокаторами. Однако в 1988 году нашим морякам пришлось иметь дело со слишком уж наглым нарушителем. В феврале через Босфор и Дарданеллы проследовал эскорт американских кораблей, состоящий из крейсера «Йорктаун» и сопровождающего его эсминца «Кэрон». Причем, шли корабли при полном радиомолчании и, словно специально выбрав время, когда море накрыл густой туман. И хотя о непрошеном визите, благодаря разведке, было известно заранее, засечь эскорт при проходе проливов удалось только путем визуального наблюдения. Потому что локаторы фиксируют лишь точку, а что это – боевой корабль или гражданское судно – разобрать невозможно.

Неравные силы
4
На снимке: крейсер США Йорктаун/ Фото: wikimedia

Обнаружили американцев с нашего парома «Герои Шипки», капитана которого пограничники попросили об этом заранее. Перехватив радиограмму с парома и поняв, что их раскрыли, командиры «Йорктауна» и «Кэрона» поначалу решили «отсидеться» у турецких берегов. Но в нейтральных водах американцев уже ждали два наших ПСКР (пограничных сторожевых корабля): «СКР-6» и «Беззаветный». Видимо, поэтому провокаторы и решили, уже не таясь, совершить то, что, собственно, они и задумывали с самого начала.

Дойдя до нашей границы, корабли, не сбавляя хода, ринулись в территориальные воды Советского Союза – на Севастополь. С наших пограничных сторожевиков в адрес нарушителей полетела предупреждающая радиограмма, не возымевшая, впрочем, никакого результата: американцы уверенно направлялись к берегу. Тут надо заметить, что, по сравнению с «Беззаветным», «Йорктаун», например, имел втрое большее водоизмещение, а команда его в два раза превышала количество моряков на сторожевике. Он был на 50 метров длинней ПСКР, нес на борту вертолеты, 2 ракетных и 4 зенитных установок, два противолодочных и 8 противокорабельных комплексов (соответственно «Асрок» и «Гарпун»), не говоря уже о торпедах, орудиях, системе управления огнем «Иджис» и т. д.

«Беззаветный», в свою очередь, был вооружен двумя реактивными бомбометами РБУ-6000, четырьмя пусковыми установками ракетного комплекса УРПК-5 «Раструб», двумя зенитно-ракетными комплексами, торпедами и спаренными 76,2 мм артиллерийскими установками. Так что, учитывая разницу в вооружении, пограничники приготовились к самому худшему, расчехлив бортовые орудия и подготовив их к стрельбе (ракеты-то применять – себе дороже).

В ответ на эти приготовления американцы решили поднять в воздух свои винтокрылые машины: на вертолетной площадке появились пилоты и обслуживающий персонал. Видя это, командир «Беззаветного» капитан второго ранга Владимир Богдашин приказал послать на «Йорктаун» радиограмму, в которой предупреждал американцев о том, что если они взлетят, то немедленно будут сбиты. Однако, нарушители не обратили на предупреждение никакого внимания.

Навал, еще навал
3
На снимке: навал СКР «Беззаветный» на крейсер «Йорктаун»/ Фото: wikimedia

Именно в эту минуту Богдашин понял, что без решительных мер тут не обойтись, но применять оружие было нельзя. И тогда он отдал отчаянный приказ - идти на таран. Так как «Беззаветный» шел буквально борт о борт с «Йорктауном», на расстоянии буквально десятка метров, ПСКР просто чуть-чуть изменил курс и сначала совершил лишь легкий навал на ракетный крейсер, снеся ему трап. Американские моряки, которые до этого, высыпав на палубу, легкомысленно посылали в адрес пограничников неприличные жесты и фотографировали наш сторожевик, присмирели и попрятались в корабельные помещения. Вторым ударом ПСКР буквально «залез» на крейсер, «сбрив» вертолетную площадку нарушителя и повредив четыре противокорабельных комплекса «Гарпун» – настолько сильным был удар. А в торпедных аппаратах «Йорктауна» возник пожар.

В это самое время «СКР-6» пошел на таран «Кэрона», хотя советский сторожевик и был в четыре раза меньше эсминца. Тем не менее, удар получился ощутимым. Тот, в свою очередь, решил не связываться с «СКР-6», а подойти к другому борту «Беззаветного», чтобы вместе с «Йорктауном» взять ПСКР в клещи. Однако, скорость у сторожевого корабля была выше, и он легко парировал этот маневр. Впрочем, команде крейсера было уже не до маневров и вообще не до чего – на нем полным ходом шла борьба за живучесть корабля. А после того, как команда отошла от шока, «Йорктаун» развернулся на 180 градусов и был таков. За ним последовал и «Кэрон». После этого случая американские корабли надолго исчезли из акватории наших черноморских территориальных вод.
6
На снимке: СКР-6 навалился на левый борт в кормовой части эсминца «Кэрон»/ Фото wikipedia

Надо отдать должное командованию флота, которое поддержало моряков «Беззаветного» и отстояло их доброе имя перед руководством страны. А через год Владимиру Богдашину вручили орден Красной Звезды… за освоение новой техники. На тот момент он уже не был командиром сторожевика, а учился в Военно-морской академии имени Гречко. Впоследствии командовал флагманом Черноморского флота «Москва». Сейчас Владимир Иванович – контр-адмирал в отставке, является генеральным директором учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов.
6
После развала СССР при разделе флота «Беззаветный» отошел Украине и стал «Днепропетровском», а затем его и вовсе списали в металлолом. Пошел «на иголки» и «СКР-6». Так печально сложилась судьба пограничных сторожевиков, снискавших славу советскому военно-морскому флоту.

---------------------------------------------------------
Текст: Виталий Карюков
Источник


19.03.2024




ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss