Внимание! Сайт использует cookie-файлы. Продолжая работать с сайтом, вы соглашаетесь на условия работы с cookie.
rss

Фидель Кастро и его Остров свободы Откуда берутся обновленцы? Густав III: враг кофе, женщин и России До Бога не докрикиваются, а домалчиваются Почему нам больше не нужны Вселенские Соборы


Статьи, видео - Митрополит против опричнины»




Боярский род Колычёвых занимал в Московском царстве видное место — из него вышли многочисленные царские стольники и воеводы, наместники и посланники. Но Филипп особенно выделяется в истории этой знатной русской фамилии.

Филипп

До того как принять постриг, Филипп (тогда ещё Фёдор Степанович Колычёв) казался человеком вполне обычным для своего круга.

********************

Отец его, боярин Степан Иванович, служил великому князю Василию III и дал сыну отличное образование. Фёдор, сведущий в ратном деле, сам поступил на царскую службу уже при юном Иване IV. Он мог бы так и остаться до конца своих дней служилым человеком, но что-то в нём изменилось в возрасте тридцати лет. 

Если верить житию митрополита, однажды на Фёдора произвели сильное впечатление слова Евангелия: «Никто не может служить двум господам». 

Они прозвучали в ходе литургии, и Колычёв счёл это знамением. Он решил оставить мир придворных распрей и боярских склок и покинул Москву — чтобы служить лишь одному Господу.

Фёдор Колычёв покидает родительский дом. Источник: Wikimedia Commons
Фёдор Колычёв покидает родительский дом. Источник: Wikimedia Commons

Впрочем, есть и другая, менее поэтичная версия насчёт того, почему Фёдор решил оставить стольный град. Возможно, он бежал из-за обрушившегося на род Колычёвых царского гнева — некоторые представители рода поддержали бунт князя Андрея Ивановича Старицкого. Потому-то и уехал Фёдор в Соловецкий монастырь, укрылся от опасности. 

Он стал простым послушником и занимался строительными работами, колол дрова, копал землю — в общем, делал всё то, что едва ли входило в привычный распорядок дня боярского сына. Спустя полтора года Фёдор Колычёв постригся в монахи и принял имя Филипп.

Наступает грозное время

Монах Филипп смиренно переносил все тяготы жизни в обители и заслужил репутацию аскетичного и трудолюбивого человека. Монастырский собор выбрал его соловецким игуменом. 

При нём в Соловках появилось многое, что и теперь видят гости монастырских земель. Филипп построил сеть водных каналов и дорог, осушил болота, обустроил лазарет, мельницы и солеварни. Успенский и Преображенский соборы тоже возводили в его время. Так, Соловки стали крупным хозяйственным и культурным центром.

Пока Филипп заботился о монастыре, над Первопрестольной сгущались тучи. В 1565 году Иван Грозный разделил все земли царства на две части — опричнина и земщина, а его личные «гвардейцы» — опричники выгрызали и выметали метлой измену, которую подозревал в своих подданных царь. 

По сути, начался масштабный террор.

Поставление Фёдора Колычева в митрополиты. Источник: Wikimedia Commons
Поставление Фёдора Колычева в митрополиты. Источник: Wikimedia Commons

Пойти против царя московский митрополит Афанасий не смог, но не мог и одобрить происходившее. Он оставил древний город и уехал в Чудов монастырь. Заменили его архиепископом Казанским Германом, однако и он оказался недостаточно сговорчивым. Церковью вновь некому стало управлять, и Иван Грозный решил призвать в Москву Филиппа. Соловецкому игумену царь предложил митрополичий сан. Тот долго отказывался — слишком уж незавидна была судьба Афанасия и Германа, да и мириться с опричниной Филипп не желал. Лишь уговоры монарха, бояр и других священнослужителей заставили его стать митрополитом Московским и всея Руси. Он дал слово не мешать политике Ивана и принял сан.

Около полутора лет Филипп занимался делами церкви довольно благополучно. В то время опричники вели себя сравнительно спокойно, не устраивали массовых казней и погромов. Но зимой 1568 года Иван Грозный узнал о письмах короля Польши Сигизмунда и литовского гетмана Ходкевича — те призывали московских бояр перейти на их сторону (шла Ливонская война). Царь решил искоренить измену. Опричники обрушились не только на князей и бояр, которых подозревали в предательстве, но и на простой люд. Тела жертв бессудных расправ лежали на улицах Москвы.

Слово митрополита

Митрополит беседовал с царём — взывал к его благочестивым устремлениям. Но Иван стал явно избегать встреч с Филиппом. Тогда тот пошёл на неслыханный шаг. Во время очередного богослужения в кремлёвском Успенском соборе митрополит отказал царю в благословении и просил его прекратить преследование невинных. Грозный пришёл в ярость и обещал наказать Филиппа и его «сообщников».

Царь не заставил долго ждать. На следующий же день по его приказу опричники казнили несколько бояр и арестовали ряд приближённых Филиппа, чтобы выпытать у них что-нибудь порочащее митрополита. Самого его Грозный в тот момент не тронул, всё же святитель пользовался народным уважением и поддержкой. Приближённые царя, конечно, убеждали его покарать Филиппа, ведь он обличал все их злодеяния и стяжательство.

Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного. Источник: Wikimedia Commons
Митрополит Филипп отказывается благословить Ивана Грозного. Источник: Wikimedia Commons

Вскоре Филипп на службе в Новодевичьем монастыре при царе сделал замечание опричникам, которые во время чтения Евангелия не сняли шапки. Разгорелся конфликт, и в пылу его Иван назвал митрополита мятежником. После этого начался церковный суд над Филиппом. Во время «расследования» в ход пошли показания лжесвидетелей, перспективы оправдания это дело не имело. Митрополит решил снять с себя сан ещё до окончания процесса. Царь заставил его провести последнюю службу в Успенском соборе, где и унизил Филиппа. Опричник Фёдор Басманов объявил с митрополичьей кафедры о низложении митрополита. Со святителя сорвали соответствующее его высокому сану облачение и в рваной монашеской рясе отправили под арест.

Филиппа заточили в Богоявленском монастыре, где не позволяли ему достаточно есть и пить, окунали в фекалии, заковали в кандалы. Так Грозный отомстил ему. Однако и этого оказалось мало. Нескольких родственников заключённого подвергали жесточайшим пыткам, после чего казнили. Царь распорядился принести арестованному Филиппу отрезанную голову его любимого племянника Ивана Колычёва со словами: «Вот твой сродник, не помогли ему твои чары». Святитель взял голову, поцеловал её и произнёс: «Блажен, егоже избрал и приял еси, Господи».

Палач Ивана Грозного

Царь решил сослать непокорного митрополита в тверской Отроч Успенский монастырь. Спустя год, во время похода на Новгород, Грозный отправил к Филиппу опричника Малюту Скуратова, о котором история помнит лишь как о злейшем человеке (это о нём в народе говорили — «Не так страшен царь, как его Малюта»). Скуратов якобы приехал ради благословения почитаемого святителя. Филипп отказался благословлять Малюту, тот схватил подушку и задушил старика. Затем опричник проследил, чтобы убитого похоронили, и уехал к царю.

Митрополит Филипп и Малюта Скуратов. Источник: Wikimedia Commons
Митрополит Филипп и Малюта Скуратов. Источник: Wikimedia Commons

До сих пор достоверно неизвестно, действовал Малюта по своему почину или же по приказу Грозного. Возможно, сам за себя говорит тот факт, что Скуратова никак не наказали — он так же оставался любимчиком царя до самой гибели. Вдова опричника получила от Ивана пожизненную пенсию, что в то время было знаком исключительного благоволения.

********************

Прошло ещё чуть меньше века, и Филиппа канонизировали, а мощи его перенесли в Успенский собор Кремля. По всей России стоят храмы, освящённые во имя митрополита. Церковь в Мещанском районе Москвы — лишь одна из многих.

----------------------------------------------------
Алексей Голубев
* - https://diletant.media/articles/
45365399/?utm_medium=kartoteka
фото источника


01.12.2023




ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss