Внимание! Сайт использует cookie-файлы. Продолжая работать с сайтом, вы соглашаетесь на условия работы с cookie.
rss

День Святой Троицы. Пятидесятница Падение Константинополя Заповеди Господни: «Не прелюбодействуй» Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца Отвергнутая царица Евдокия Лопухина


Статьи, видео - Наедине с отчаянием. Суицид по-французски»

Кира САПГИР пишет...

Суицид

Я топчусь в приемно холдинга «Оранж», в энный раз бессудно отключившего мне телевизор.
— Ну что мне делать?! — вопрошаю я девицу в окошечке. — Мне что, покончить с собой у вас на глазах, как это делают ваши коллеги?
Девица вскидывается — еще бы! Я наступила ей на любимую мозоль! Ведь «Франс-Телеком» вкупе с сетевым оператором связи «Оранж» ныне держит во Франции пальму первенства по числу самоубийств среди сотрудников. За последние полтора года там свели счеты с жизнью 28 человек. В филиале компании в городе Труа, например, техник сделал себе харакири прямо на собрании персонала. Развернулось громкое дело о моральном преследовании и доведении до самоубийства — с последующей отставкой гендиректора компании. Которая, заметим, мало что изменила...


Сама же история — не первая и, увы, не последняя.


«До свиданья, друг мой, до свиданья...»

2
Вот уже на протяжении 16 лет во Франции организуется акция «Национальный день предупреждения самоубийств». Но за это время поток самоубийств отнюдь не иссяк, а наоборот, непрерывно растет, а с ним вместе растет тревога социологов. Если, по данным статистики, в 1996 году попытку самоубийства предприняло 150 000 человек, то в 2012 году их предприняло более 250 000. Стоит отметить, что число «удавшихся» суицидов за тот же период все же уменьшилось: с 11 280 человек в 1996 г. до 10 000 в 2012-м. И такое положение дел — в стране с одной из самых развитых экономик мира!

Ведь, по данным ВОЗ, процент самоубийств во Франции на втором месте в Европе после Финляндии, далеко обогнав Великобританию и даже Грецию (там, кстати, число самоубийств, невзирая на глобальный кризис, втрое меньше).
Само собой, со времен Мадам Бовари и контингент, и численность тех, кто стремится наложить на себя руки, сильно изменились. Увы, чаще всего это молодежь. Статистика показывает: суицид является первой причиной смерти молодых людей (от 15 до 24 лет). Согласно опросам Французского комитета по образованию и здравоохранению, о самоубийстве тут думает каждый десятый молодой человек, и лишь 17% поведали об этом психологу. Другая «группа риска» — люди в возрасте от 25 до 35 лет. Это не тот воспетый «проклятыми поэтами» сплин, а ощущение собственной неприкаянности, даже никчемности, из-за которых молодые люди кончают с собой чаще пожилых. Те-то спокойно доживают на пенсии свой век.

Суицидальный риск для различных профессий (оцениваемый в баллах от 1 до 10) выглядит так: странная тяга к самоубийству, в первую очередь, наблюдается у музыкантов и поэтов (8,5 балла); далее следуют медсестры (8,2); дантисты (8,2); бизнесмены и психиатры (по 7,2). Замыкают список библиотекари (3,2) и продавцы (2,1).
Причина — не утраченные иллюзии, как во времена Бальзака, а скорее их заведомое отсутствие. «Быть или не быть?» — вот вопрос, который люди ставили задолго до принца Датского», — пишет в британской газете The Guardian французский экономист Клаудиа Сеник в статье «Счастливы быть несчастными. Чисто французский случай». «Не несчастья толкают французов к самоубийству, а отсутствие счастья», — пишет К. Сеник. «В наши дни людей, чувствующих себя счастливыми, во Франции на 20% меньше в сравнении с Данией либо с Бельгией — странами с примерно таким же уровнем жизни. /.../ Мы /французы/ счастливы тем, что несчастны, — делает иронический вывод автор статьи, — ибо отдаем себе отчет в несовершенствах мира, в котором живем. Тем самым мы ощущаем удовлетворение от чувства собственного превосходства, которое утешает нас» .

Прочтя статью в The Guardian, британский читатель сделает несомненный вывод: французы-де вечно плачутся и жалуются на жизнь оттого, что с жиру бесятся.
Чтобы люди не оставались наедине с отчаянием, во Франции существует федерация «SOS Аmitié».

3

«Не ждите, когда станет слишком поздно» — гласит слоган федерации, включающей 52 бесплатные телефонные и интернетные службы по всей стране. Туда можно анонимно звонить в любое время дня и (в особенности) ночи и выкладывать безымянному собеседнику-доброхоту то, о чем молчать невмоготу... Все это — при полной гарантии конфиденциальности. Однако телефонным исповедникам, увы, предпочитают более легкий путь — всяческие транквилизаторы и антидепрессанты. Общеизвестно, что по потреблению антидепрессантов французы сегодня являются одними из первых в мире. Эти снадобья — в их числе порой очень сильные — врачи выписывают с легкостью необыкновенной. Это очень опасно: антидепрессанты не столько улучшают настроение, сколько притупляют психику, глушат человека, как рыбу в пруду. И «легкий путь» оборачивается тупиком.

А пока что ворчливость современных французов уже вошла чуть не в фольклор. Вот как ядовито описывает умонастроение рядового француза заокеанский «Нью-Йоркер»: «Не успев встать утром с постели, француз ритуально матерится: «Чертов Олланд!» (выражение отцензурировано). А за утренней чашкой кофе он восклицает: «Сволочная безработица!» (отцензурировано). Далее в метро, глядя на «детей разных народов», набившихся там: «Понаехали, гады (отцензурировано)! А мы налоги платим!» Выйдя в конце дня из нудного офиса, где отсидел нудный день с мрачной миной, он произносит про себя: «Ну и рожи, наконец-то не вижу вас!» (о сотрудниках, отцензурировано). Наконец, переступив порог собственного жилища, испускает финальный клич: «Чертово общество потребления! Ну вас всех к черту (отцензурировано, да еще как!)


*******************

Так куда же ушло традиционное веселье галлов? Где гаcконская жизнерадостность д'Артаньяна, жизнелюбие Портоса, ирония Арамиса, даже невозмутимость Атоса? Ведь когда-то Франция считалась в глазах народов эталоном оптимизма, страной искрометного остроумия. А сейчас Жерар Депардье, именующий себя «гражданином мира», появившись на экране бельгийского телевидения в жилетке с российским гербом, объявил, что покинул Францию, потому что считает ее «тоскливым местом».
Радость жизни Belle Epoque, где ты?
Где веселье, где прибаутки à la Кола Брюньон?
Увы, где прошлогодний снег!

Современных французов к депрессии приводит в первую очередь эгоцентризм. Он, француз, — циник по отношению к ближнему и нытик по отношению к себе, любимому. Он — пуп земли. Каждый в глубине души уверен в собственном превосходстве и чувствует себя ущемленным оттого, что об этом знает он один.
Но, думается, есть у этого феномена на самом деле очень глубокие корни. Они — в осознании потери Францией мирового престижа. Ибо, как ни ругают свою страну французы, они патриоты до мозга костей. И, как патриоты, ощущают буквально физическую боль оттого, что их прекрасная Франция — Douce France — мало-помалу перестает быть великой державой. Другая причина, более житейского толка, — общий страх за завтрашний день и за будущее детей.
Старые люди живут прошлым. А у их детей и внуков, так называемого «отстраненного поколения», отнято будущее. Они уже не хозяева своей судьбы. Ведь раньше во Франции существовал так называемый «социальный лифт». Каждый отец знал почти наверняка, что его сын поднимется ступенью выше по социальной лестнице. А сейчас, наоборот, есть опасение, что дети окажутся этажом ниже, а то и вовсе на улице.

---------------------------------------------------------------------------
http://forum.polismi.org/
index.php?/topic/
5633-наедине-с-отчаянием-суицид-по-французски/
© content.foto.google.com


08.06.2023




ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss