Внимание! Сайт использует cookie-файлы. Продолжая работать с сайтом, вы соглашаетесь на условия работы с cookie.
rss

Сретенский сон с широко открытыми глазами Платон — философ, едва избежавший участи раба Истина или точка зрения? Who is mister Reagan? Чем темнее храм, тем больше в нем света


Статьи, видео - Симон Боливар: человек и шляпа»




Всякий, кто учился в школе, знает строки Пушкина: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Всякий, кто заглядывал в комментарии к «Евгению Онегину», знает, что боливаром назывался головной убор. Однако что это за головной убор и, главное, какое отношение он имеет к южноамериканскому герою Симону Боливару, широкой публике известно немного. Попробуем разобраться.

Симон Боливар: человек и шляпа

********************

Симон Боливар, а точнее Симон Хосе Антонио де ла Сантисима Тринидад Боли́вар (именно с таким ударением!) де ла Консепсьон-и-Понте Паласиоси-Бланко, родился в знатной креольской семье в Каракасе в 1783 г. Рано лишившийся родителей, в возрасте 16 лет он отправился в Мадрид для получения образования, вернулся на родину спустя три года и вскоре снова уехал в Европу, где много путешествовал, изучая разные науки и постигая масонские премудрости.

В 1805 г. Боливар в образовательных целях посетил США, где, как полагают историки, и выработал свой план освобождения Южной Америки от испанского владычества и создания на её территориях по-настоящему демократического государства с республиканской формой правления. По возвращении на родину Боливар принял деятельное участие в патриотическом движении против испанских колонизаторов. В 1811 г. освобождённая от испанцев Венесуэла была провозглашена республикой.

Автопортрет с Онегиным
Автопортрет с Онегиным на берегу Невы. Александр Пушкин. Источник: Wikimedia Commons

Благодаря усилиям Боливара, Хосе де Сан-Мартина и других патриотов к концу 1820-х гг. независимость от испанской короны получила не только Венесуэла, но и современные Аргентина, Боливия, Мексика, Перу, Уругвай и Чили, то есть почти все испанские колонии в Америке, за исключением Кубы и Пуэрто-Рико.

Сам Боливар в 1821 г. был избран президентом республики Великая Колумбия, в которую входила и Венесуэла, а в 1825-м — первым президентом Боливии. Однако политические и административные успехи Боливара оказались скромнее военных. Его замысел создать Южные Соединённые Штаты из государств Латинской Америки по образцу США потерпел неудачу, а сам он и вовсе был обвинён в диктаторских замашках и намерении создать в Южной Америке империю наподобие наполеоновской.

Так или иначе, имя Боливара в первой четверти 19-го в. гремело по всему миру, а сам он сделался кумиром молодёжи, почти таким же, каким после успеха Кубинской революции Че Гевара. Именно в его честь была названа современная Боливия и ещё множество провинций, городов и селений в разных частях Южной Америки. Жители Гвианы, а точнее их правители, переименовали столицу государства город Ангостуру в Боливароград (Сьюдад-Боливар). Имя героя получили национальные валюты как Боливии, так и Венесуэлы. На площадях городов и деревень появились многочисленные памятники Либертадору, то есть Освободителю (официальный титул Боливара, данный ему сначала муниципалитетом Каракаса, а затем Национальным конгрессом Венесуэлы).

Не приходится удивляться, что широкополая шляпа, примерно такая, какую носили сторонники Боливара, сделалась в 1810—1820-е гг. невероятно популярной в Европе, переживавшей кризис либеральной идеи и торжество реакции. Виктор Гюго в романе «Отверженные» зафиксировал в современной ему Франции «шляпное» противоборство роялистов и либералов — соответственно, «морильо» (по имени испанского генерала Пабло Морильо) и «боливаров». Священный Союз всерьёз готовился к интервенции в страны Южной Америки с целью подавления борьбы за независимость.

Симон Боливар. Источник: Wikimedia Commons
Симон Боливар. Источник: Wikimedia Commons

Так что в это время в любой европейской столице украсить голову боливаром было всё равно что выйти на улицы Москвы в 2011-м с белой лентой, тем более что боливарами назывались шляпы как мужские, так и женские. Мужские, сделанные из чёрного атласа, более всего напоминали цилиндр. Современники отмечали: «Все щёголи того времени носили свои цилиндры не иначе как с широкими полями à la Bolivar». К слову, аристократ Боливар, несмотря на свои демократические убеждения, ни разу не был замечен в пристрастии ни к цилиндру, ни к простонародной шляпе, вместо которой носил обычно двууголку.

Как и любая мода, увлечение боливарами оказалось быстротечным. Во второй половине 1820-х эти шляпы вышли из моды, уступив место классическим цилиндрам. Да и Франция, законодательница моды, в 1830-м учинила новую революцию, столкнув лбами роялистов и «боливаров» уже в реальной жизни и заставив отречься от престола непопулярного Карла X.

Симон Боливар пережил моду на шляпы своего имени, полностью отойдя от дел в 1830 г. и вскоре скончавшись, будучи и перед смертью одержим идеей объединения новых южноамериканских государственных образований. Спустя год Александр Пушкин закончил свой «роман в стихах», увековечив для русского читателя имя знаменитого генерала-освободителя, пусть и в виде упоминания о головном уборе.

********************

Впрочем, слава настигла Боливара после смерти и не отпускает и в наши дни. Число романов и кинофильмов, посвящённых знаменитому Либертадору, исчисляется десятками. А в 2010 г. президент Венесуэлы Уго Чавес начал строительство роскошного мавзолея для останков Боливара и даже заказал гроб из красного дерева, украшенный драгоценными камнями. В 2013 г. мавзолей, рассчитанный на одновременное посещение 1500 человек, открылся для посетителей.

------------------------------------------------------------
Юлия Демиденко
* - https://diletant.media/articles/
45351805/?utm_medium=kartoteka
© content.foto.google.com


23.02.2024




ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss