Статьи, видео - Снова про ЕГЭ (мнение)»
Скажу сразу - суть проблемы современного образования не в ЕГЭ. Суть проблемы в том, что ХОРОШИХ учителей в каждую школу в 140-миллионной стране не напасешься.
*************
На самом деле советская система образования зашла в тупик еще в СССР. И незаметно это было только потому, что система образования на Западе зашла туда еще раньше. Образование перестало соответствовать уровню развития техники и науки. И, как следствие, общество стало деградировать.
Запад попытался решить проблему через узкую специализацию образования и одновременное упрощение преподавания до уровня, который могли потянуть посредственные (во всех отношениях) массовые учителя. СССР же до последнего пытался тянуть универсальную систему образования, обучая каждого ученика всем возможным предметам и игнорируя то, что обеспечить такой уровень преподавания стало невозможно не только на селе, но даже в массовых школах крупных городов.
Оба подхода завели системы в тупик. А методика тестирования типа ЕГЭ - это костыль, которым пытались подпереть тупикового инвалида.
Слава Богу, развитие IT-технологий само указало выход. Этот выход называется МАССОВОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДОМА. Поясню, что это значит.
Государству следует выбрать некоторое количество наиболее продвинутых и квалифицированных педагогов. С их помощью сверстать типовые курсы обучения по каждой дисциплине на нескольких уровнях глубины освоения - "начальный", "типовой", "усиленный". Затем подготовить соответствующий мультимедийный материал для самостоятельного освоения - лекции преподавателей, интерактивные развивающие задания и т.д. Причем сделать НЕСКОЛЬКО авторских методик - чтобы школьники и их родители могли выбирать и методику, и уровень сложности (глубины освоения).
Здания школ - нафиг. Коллективы учителей по всей стране - нафиг. Бумажные учебники - нафиг. Всё будет электронное на серверах минобразования, а ученик должен получать типовой нетбук и подключение к государственной образовательной сети. Это сразу решит проблему неравенства в доступе к образованию в городах и сёлах, у здоровых и инвалидов, и так далее.
А главное - каждый будет получать образование от самых лучших специалистов и дифференцированное по глубине в зависимости от собственных талантов и IQ. Скажем, для получения начального образования надо будет освоить определенный утвержденный набор курсов на уровне "начальный". Для среднего образования уже появится специализация - кроме начального образования, надо будет иметь какое-то количество курсов на уровне "типовой", но уже можно самому выбирать - по каким предметам.
Соответственно ВУЗы будут хотеть абитуриентов с определенными предметами на уровне "усиленный" и какими-то на уровне не ниже "типовой". Можешь сдать нужные предметы на "усиленный" - поступаешь в ВУЗ, не можешь - учи дальше либо ищи другую сферу приложения своих талантов (другой ВУЗ с другим набором "усиленных" предметов).
Естественно, зачетную сдачу на "типовой" и "усиленный" будут принимать только очно, на электронных системах в специальных экзаменационных центрах МинОбра под контролем экзаменаторов. Это единственные здания, которые останутся от школ (не считая физкультурно-спортивных интернатов) - их будет немного, и сдавать там зачёты можно будет круглый год, причем набирать сдачи можно постепенно - приехал сдал алгебру на "усиленный", через месяц приехал сдал русскую историю на "типовой". И так вот набираешь своеобразное портфолио себе в аттестат.
Соответственно появится статистика - насколько успешны те или иные курсы от разных коллективов авторов. Сколько всего школьников выбрало курс Пупкина, какой процент из них осилил сдачу на "начальный", "типовой", "усиленный" уровни и сколько времени в среднем это у них заняло. Быстро выяснится, что по курсу алгебры Пупкина на уровень "усиленный" выходят быстрее всех - но успешно сдают лишь 12% учеников, а по курсу алгебры Нямкина на тот же уровень в среднем выходят на полгода дольше - но процент успешно сдавших достигает 30%. Вот и выбирай. Самые "провальные" курсы Минобр будет изымать и замещать новыми экспериментальными курсами по новым авторским методикам - это обеспечит постоянное улучшение уровня образования нации.
Таким образом получаем следующие преимущества:
Равный доступ к получению образования вне зависимости от местонахождения ученика и его физических ограничений
Унификация учебного процесса - и одновременно его подстройка под стремления, таланты и жизненные планы ученика и его семьи
Экономия на зданиях и коллективах учителей, на питании детей, транспорте и т.д.
Развитие сетей передачи данных и ИТ инфраструктуры в стране
Развитие у детей навыков работы на компьютере (надо четко понимать, что в наше время это столь же важно, как уметь читать и писать - и даже важнее, чем умение писать ручкой в тетрадке)
Естественная интеграция "школьного" образования в систему дальнейшей социализации (профессионального обучения и т.д.)
**************
В этой системе есть некоторые интересные вопросы - например, касающиеся обучения домоводству и труду, или физкультуре. Но и тут можно вывернуться через систему "сезонных лагерей" - скажем, девочки на две недели едут в лагерь домоводства, где их учат немножко шить, что-то несложное готовить и т.д., а мальчики на столько же - в лагерь выживания (навыки жизни в экстремальных ситуациях) или в какой-то лагерь ремесла (скажем, лагерь "домашних умельцев" - где их учат починять электропроводку, водопроводные краны, правильно вешать на стенку полочки и так далее). Дальше заинтересовавшиеся могут углублять свои навыки при помощи интерактивных учебников прямо на дому.
По крайней мере, должно быть ясно, что надеяться найти в каждую среднюю школу Урюпинска нового Макаренко с коллективом блестящих преподавателей - это утопия. И первая страна, которая перейдет на систему индивидуального образования вроде предлагаемой - очень скоро заткнет всех остальных по уровню развития интеллекта и талантов нации.
И тем более это актуально для России с нашими пространствами.
Ну а то, что педагоги встретят подобную идею в штыки - можете не сомневаться. Это примерно то же, что и переход от армии в виде миллиона малограмотных мужиков с трехлинейками, бегущих на пулеметы - к армии из сотни пилотов бронированных штурмовиков с ракетами, которые сами наводятся на врага, и еще сотни водителей бронеходов с пушками и пулеметами, наводящимися компьютером на цель быстрее, чем эта цель успевает высунуться из окопа.
Ну то есть да - когда-то именно такая армия приносила России победы. Но это было давно, а сейчас численность и удары "по площадям" уже ничего не решают, решает скорость, точность и правильный выбор целей. Что для малограмотного мужика с ружьем и особенно командира, привыкшего наступать толпой - весьма прискорбно.
Всякая аналогия хромает, всякая метафора приблизительна - однако я надесь, что вы всё-таки уловили суть - что не так в существующем образовании и в какую примерно сторону его надо менять.
Между прочим, безумная на первый взгляд русская затея с вебкамерами на каждом избирательном участке показала, что мы можем это сделать. А значит - как говорит Путин - должны.
-------------------------------------------
Observer специально для bohn.ru