Внимание! Сайт использует cookie-файлы. Продолжая работать с сайтом, вы соглашаетесь на условия работы с cookie.
rss

Митрополит против опричнины Отличие «я» от «Я есмь» Усекновение главы Иоанна Крестителя Чёрный день «белой» демократии» Успение Пресвятой Богородицы


Статьи, видео - Ценности семьи с православной точки зрения»

Ценности семьи


Кризис, переживаемый сегодня Российским обществом, непосредственно связан с общим глобальным кризисом нравственности и безрелигиозности подавляющей части современного общества.
------------------------------
Кризис общества неразрывно связан и с кризисом семьи. Они неотделимы друг от друга. Распад семьи как основной ячейки общества, одного из основных социальных институтов общества создает нестабильность государства, невозможность воспитания подрастающего поколения духовно, нравственно и физически здоровым.

Многие исследователи отмечают, что если члены семьи не осознают своей ответственности за создание духовной атмосферы единения и сопричастности, то семья обречена на распад, на разрыв, ибо больная клетка, поврежденная в самом ядре, будет плодить и рождать только больные в духовном отношении организмы. Духовная поврежденность, сформированная отношениями конфликта и раздора между близкими людьми, если она вовремя не осознана и раскаяна, обязательно перейдет в следующие поколения, только уже в усугубленном виде. Значит, если мы какую-либо семейную проблему отодвигаем от себя и не хотим решать вовремя, когда мы еще располагаем для этого временем и силами, то мы фактически перекладываем ее на плечи своих детей, только в виде уже более тяжелой ноши.

В кризисных ситуациях истории России русского человека спасали твердая духовная опора, вера, надежда и любовь. Эти высочайшие ценности всегда концентрировались именно в семье.

Нарисованная выше картина не внушает оптимизма. Имеет ли сегодняшнее общество ту основу, на которой оно могло бы выстроить путь в будущее?

Один из возможных, на наш взгляд, выходов из сложившейся ситуации это возрождение отечественной культурно-исторической и религиозной традиций. Тем более, что сейчас в обществе происходит постепенное возвращение к вере.

Христианство решительным образом повлияло на все взаимоотношения между людьми. Хотя в эпоху, которую многие называют «пост-христианской», образ жизни наших современников вряд ли соответствует христианским идеалам, многие понятия и взгляды на жизнь произрастают из христианского корня.

Исследования религиозности современной молодежи, проводимые НИИКСИ в последние годы, свидетельствуют, что в той или иной степени религиозными, верующими людьми в Петербурге себя считает более 50% молодежи в возрасте от 18 до 30 лет (в 2002 г. — 52,6%). Причем к православным христианам среди верующих себя относят 95%. Понятно, что по-настоящему воцерковленными (постоянное посещение храмов, регулярные молитвы, соблюдение постов и т. п.) среди молодых петербуржцев можно считать не более 2-3%. Весьма характерно, что среди петербургской молодежи доля религиозных меньше, чем среди молодежи по всей России (по данным исследований 2001 г., соответственно, — 55 и 80%).

В Петербурге сегодня работает широкий спектр молодежных общественных и политических движений.

Это объединения, выражающие православно-российский менталитет: «Санкт-Петербургский округ витязей», «Молодежный земский союз», «Благовест», Молодежный православный фонд «Реставросъ», «Движение юных скаутов-разведчиков» (ОРЮР), центр «Покров», СПб. отделение Всецерковного православного молодежного движения, Православный музыкальный центр «Галактическая федерация» и некоторые другие.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодняшнее общество может и готово воспринять те ценности, которые предлагает православное учение о семье и браке.

Церковь сама по себе, без участия воли человека не может изменить семью. Речь идет о влиянии веры и церкви на семью через воспитание личности в покаянии, работе над собой и общении со святыней.

Семья, по учению Православной церкви, есть первоначальная школа добродетельной и благочестивой жизни. Поэтому Господь Спаситель в начале Своей открытой проповеди прежде всего благословил Своим посещением брачную чету. И апостолы, имевшие своей задачей, проповедовать Слово Божие народам, прежде всего, вносили его в дома семейств.

В православной семье существует четкая и неизменная иерархия. Бесспорное главенство мужа и отца в семье налагает на него большую духовную ответственность, как на кормчего «малой Церкви», которой является христианская семья. Глава семьи подобен пастырю, ответственному за судьбу своих духовных детей. На трудах мужа основывается благосостояние семьи. И семья — его первый долг. О тех, кто не заботится о своей семье, апостол Павел говорит кратко, но достаточно вразумительно: «Если кто о своих, и особенно о домашних, не печется, тот отрекся от веры, и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8).

Муж должен любить жену и проявлять эту любовь. Апостол Павел говорит: «Мужие, любите своя жены». Чтобы побороть в жене стремление преобладать над мужем, он объясняет, почему она должна повиноваться супругу: «Хочу, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава муж, а Христу глава Бог... Мужчина есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа ибо не муж от жены, а жена от мужа; и не муж создан для жены, а жена для мужа» (1 Кор. 11; 3, 7–9).

Ни в коем случае жена не должна занимать место главы семьи, что, к сожалению, в наше время, увы, не редкость. «Жене не позволяю властвовать над мужем» (1 Тим. 2, 9-12).

Рождение детей и забота о них в семье — естественный плод любви мужа и жены, наибольший залог их союза. В этом смысле брак становится человеческим выражением творческой и заботливой Божьей любви. Люди, не любящие детей и отказывающие им в опеке, не могут иметь истинной любви в своем браке. Рождение ребенка является новой ступенью в преодолении эгоизма: двое учатся жертвовать собой для третьего. Ребенок является живой, особо светлой иконой, так как в детях образ Божий менее поврежден, чем у взрослых. Детские простота, доверчивость, незлопамятность и беззащитность могут поучать и утешать. Недаром Господь призывал умалиться наподобие детей, ибо таковых, по словам Его, есть Царствие Божие. Поэтому ребенок является особым благословением Божиим и радостью семьи.

Духовная жизнь в любви должна проявляться в семейном быту настолько полно, насколько это возможно. Каждый член семьи должен жить для блага другого, нося «бремена друг друга» и исполняя таким образом «закон Христов» (Гал. 6,2). В семье должно царить милосердие, прощение и взаимное духовное обогащение, а также все возможные проявления истинной любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4–7).

Семейная жизнь, основанная на такой любви, будет радостной. По словам св. Иоанна Златоуста, брак — это «малая церковь» в доме, где Божья благодать и Божья свобода дает возможность для спасения и более полной жизни человека.

Еще в Ветхом Завете первой заповедью о любви к человеку была заповедь о почитании родителей. За это человеку Господом обещались всяческие блага и долголетняя жизнь. Апостол Павел учит: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе; ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, — это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо и будешь долголетен на земле» (Еф. 6, 1–3).

Семья, согласно христианскому учению, это крепость, на которую «враг человеков» не устает нападать. Страшно разделение семьи. Спаситель говорит: «И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Мк. 3, 25).

Главным условием целости семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная связь, любовь членов семьи. Семья христианина — отец, мать, дети — это образ Святой Троицы на земле. И как Святая Троица одно целое, так спаянная любовью истинно христианская семья должна в духе и любви быть одним целым. В этом ее сила и счастье и здесь, на земле, и в этом залог ее бесконечной радости в вечности.

Участие в церковной жизни не просто приносит в семью знание христианских норм, закона. Через участие в таинствах человек располагается искренне следовать этим нормам, располагается к добру, терпению, милосердию. Включение семьи в традиционную православную культуру воспроизводит традиционные нравственные качества и ценности.

Опросы показывают, что воцерковление пробуждает историческую память семьи, ее гражданские чувства. Семья укореняется в истории. Люди осознают себя как часть рода, часть церкви, как звено в цепи поколений, чувствуют свою причастность к истории России, неравнодушно относятся к ее судьбе.

Многие семьи отмечают, что с приходом к вере стали интересоваться своей родословной. Наблюдается снижение или полный отказ от ориентации на эмиграцию у людей, пришедших к глубокой вере.

Россия почти тысячу лет прожила в условиях доминирования христианских православных ценностей, и именно эти ценности сформировали традиционную семью как добровольный союз мужчины и женщины, вступивших в законные брачные отношения с целью совместного проживания, рождения и воспитания детей. И союз этот построен на принципах любви, взаимоуважения и взаимопомощи.


-------------------------

Кузнецова И.А.

http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2004-2005/txt/kuznicova.php

30.09.2023




ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU facebook twitter rss