Во-вторых, в реально демократической стране трудно представить себе поддержку идеи продажи земель электоратом. Однако при заинтересованности правительства в сделке электорат можно купить, причем даже богатый электорат весьма благополучной страны. И для этого достаточно не столько предложить населению много денег, сколько объяснить, что развитие и просто сохранение контроля над гигантской территорией потребует новых расходов (бюджет Гренландии уже на 2/3 финансируется Данией) и новых налогов. А расходы будут увеличиваться ввиду нарастания экологических проблем, оттока населения (с 1990 г. держится на уровне около 56 тыс. чел., фактически сокращаясь ввиду безработицы и переезда на работу за границу).
В-третьих, почти ничего не производя, экспортируя лишь рыбу и не разрабатывая полезные ископаемые (запасы нефти огромны, но добыча в обозримом будущем нерентабельна), Гренландия, на первый взгляд, действительно зависит от Дании. По статистике торговля регион привязана сильнее всего к Дании, но не к ЕС (из которого Гренландия вышла еще в 1985 г., посчитав, что ей выгоднее получать с Евросоюза ежегодную плату за лов рыбы в своих водах). Около 55% экспорта (рыба и морепродукты) идет в Данию, 15% — в Китай, до 10% — в Россию. Импорт – около 600 млн. USD (суда, самолеты и запчасти к ним, стройматериалы и продовольствие) также поступают в основном от датских компаний, но ввиду незначительности этой суммы он может быть переориентирован на США в любой момент.
Таким образом, сегодня нет фундаментальных причин, препятствующих мирному переходу почти самостоятельной автономии под юрисдикцию США. Интереснее посмотреть, какие факторы будут способствовать сделке. Можно выделить политические, финансовые и демографические факторы.
***********************
Дания – давний союзник США.
И во время Второй мировой войны Гренландия была передана в управление США.
Сегодня это выражается и в благоприятном режиме работы на территории Гренландии самой северной американской военной базы, и в экономически вредном для Дании, но выгодном США препятствованию строительства «Северного потока-2». Дании не нужно рассматривать в парламенте вопрос «продажи», чтобы не огорчить союзника отказом и не создавать кризис в отношениях с автономией.
Достаточно будет начать долгосрочные переговоры о передаче территории Гренландии в аренду (на 99 лет, например). Подобные прецеденты хорошо известны (от Гонконга, где аренда закончилась, до «частичной» аренды Шпицбергена СССР, которая стала нецелесообразной, но, при наличии у арендатора сил и средств могла бы постепенно стать «вечной»). Для США не составит большого труда выплачивать не столько Дании, сколько самой автономии, сумму, близкую к ВВП Гренландии (около $1 млрд в год), в обмен на права создавать бизнесы, инфраструктуру, налоговую и правовую систему по своим стандартам. Через несколько десятков лет освоения региона и кратного увеличения численности населения в ходе следующего референдума уже никто не расторгнет договор аренды, а вопрос объединения с США решится сам собой.
При этом сами гренландские политики не только обсуждают задачи большей экономической независимости от Дании как главные для автономии. В повестке дня, по-видимому, уже постановка вопроса о независимости и создании необходимых для этого политических институтов. Именно так в мае 2019 г. была обозначена цель главной ежегодной конференции Future Greenland. И хотя прямых призывов к сближению с США там пока не звучало, вопросы «безопасности» уже ставились исходя из презумпции недостаточности для этого Дании.
Инициатива Трампа не признак его неадекватности, о которой немедленно заговорили некоторые европейские политики, а неизбежное следствие «становления нового миропорядка» и глобализации.
Процессы интеграции государств и изменения в соотношении сил всегда во многом определялись динамикой их ВВП и международной торговлей. Сегодня это во все большей степени фактор международных финансов. ФРС и Минфин США вместо пушек — так можно охарактеризовать современный метод расширения жизненного пространства.
Даже если стоимость аренды и последующего освоения Гренландии обойдется бюджету США в десятки миллиардов долларов на следующие несколько лет, а будущая покупка — в сотни миллиардов, эти деньги не будут очень заметны на фоне прочих затрат бюджета (только обслуживание текущего госдолга США – это более 600 млрд USD). Одобрить такие траты в Конгрессе США будет проще, чем несколько миллиардов на стену с Мексикой (где вопрос внутриполитический). А напечатать долговых обязательств на финансирование аренды (покупки) Гренландии совсем не сложно. Тем более что для финансирования этого эпохального мероприятия можно будет привлечь и частный капитал – от private equity до венчурных фондов.
Обосновать политическую значимость приобретения и расходов на него в Конгрессе США проще всего будет, рассказывая не только о необходимости борьбы с иностранными угрозами в Арктике, но и приводя конкретные примеры «китайского проникновения» в Гренландию (вроде уже начавшегося продвижения дешевого китайского оборудования для связи и аэропортов в Гренландию через местные правительственные тендеры и т. п.)
Экономически проект представляется на первый взгляд крайне сложным – никто не оценивал пока затраты. Однако, вполне возможно, что бизнес-планы уже существуют.
Сделка, если она состоится (как аренда на текущем этапе), откроет новые возможности для США в расширении влияния на экономику не только ближайших соседей (не только Канады и России, но и Исландии, которая окажется под влиянием США несравнимо больше, чем под европейским), но и приблизит американские компании к границам ЕС. Это означает пересмотр очень многих соглашений по морским биоресурсам, использованию морского шельфа Арктики и северной части Атлантического океана.
Демография, безусловно, станет важнейшим фактором вероятного будущего поглощения. На примере соседней Исландии видно, что отсутствие притока населения в маленькой стране (хотя в Исландии живет почти в 25 раз больше людей, чем в Гренландии) приводит к сокращению численности, оттоку квалифицированных кадров, медицинским проблемам. В Исландии, в частности, пишут о тенденции отъезда молодых мужчин на работу в США, а замены этого оттока пока не найдено. Маленькое население Гренландии не только может оказаться растворенным в притоке американской рабочей силы, но и будет тем самым спасено от постепенного исчезновения.
Если сделка состоится (скорее в форме долгосрочной аренды), то она станет важным прецедентом для других стран. Многие государства смогут ссылаться на этот позитивный пример развития территорий и сдавать что-то в аренду, например китайцам.
***********************
Есть ли в поглощении Гренландии военные угрозы для России – вопрос к военным экспертам.
Но, скорее всего, для нашей страны все подобные вызовы лежат уже в сфере экономики (которой надо заниматься, в т. ч. не только стандартными монетарными методами, но и путем долгосрочного планирования) и демографии, ведь ряд северных регионов России отличается от Гренландии только удаленностью от США и очень низким уровнем жизни.
————————————————————
Автор текста: Алексей Голубович,
главный стратег, управляющий директор Arbat Capital
* — https://www.vestifinance.ru/
articles/123539
© content.foto.google.com